Вторник, 25.04.2017, 11:42 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Московские юбилеи 2011 года.



Елисеевский магазин - 110 лет


В 1901 году петербургский купец-миллионер Григорий Григорьевич Елисеев открыл роскошный богатейший магазин с названием «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин» на тверской ул. дом 14. (Здание постройки 1790-х годов.)

Дом № 14 по Тверской улице был построен Екатериной Козицкой вдовой Григория Козицкого статс-секретаря Екатерины II, на углу Тверской улицы и переулка, носившего тогда название Сергиевского, в конце 80-х годов XVIII века по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова. Вскоре Сергиевский переулок был переименован в честь хозяйки дома в Козицкий.

Новый дом Козицкой воплощал в себе всё совершенство и гармонию архитектуры классицизма. Это лёгкое шестиколонное здание было великолепно и внутри, и снаружи. 

Впоследствии, в качестве приданного дочери Козицких Анны, дом переходит, русскому дипломату Александру Михайловичу Белосельскому-Белозерскому, имевшему от первого брака двух дочерей Зинаиду и Марию.

В 1811 году Зинаида Александровна вступила в брак с Никитой Григорьевичем Волконским, родным братом будущего декабриста Сергея Григорьевича Волконского.

В 1824 году княгиня Зинаида Александровна Волконская переезжает в Москву и поселяется в доме № 14 по улице Тверской. Она превратила дом в настоящий храм искусств, поместив в нём коллекцию отца, где были оригиналы и копии знаменитейших произведений живописи, а стены комнат были украшены фресками в стиле различных эпох. Княгиня Волконская устраивала у себя в доме литературно-музыкальные вечера. Её салоны пользовались большой известностью. В доме бывали Александр Сергеевич Пушкин и Василий Жуковский, Пётр Вяземский, Фёдор Тютчев, Денис Давыдов и Александр Одоевский, Иван Тургенев, Александр Алябьев и многие другие.

В 1825 году в этом доме проездом в Сибирь останавливалась невестка Зинаиды Волконской — Мария Николаевна Волконская (в девичестве Раевская), жена сосланного декабриста Сергея Григорьевича Волконского. Чтобы хоть как-то скрасить Марии последние часы перед страшным путешествием, Зинаида Александровна собирает у себя в доме «Прощальный вечер», куда приглашает лучших исполнителей итальянской музыки, которые в то время были в Москве. На том вечере также присутствует и Пушкин.

В 1829 году Волконские уезжают в Италию, но дом остаётся во владении Белосельских-Белозерских. Последующее упоминание о доме относится уже к концу 60х годов, когда в нём размещался пансион Э. Х. Репмана, в котором учились дети богатых родителей.

В начале 1870 года дом приобретает подрядчик Малкиель, занимающийся поставками обуви для российской армии. Дом переделывается по новой моде архитектором Августом Егоровичем Вебером в 1874 году: снимаются классический портик и колонны, почти полностью изменяется фасад. Но Малкиель быстро прогорел, и дома его, в том числе и дом № 14, перешли к кредиторам. Со времени Малкиеля нижний этаж дома занимал магазин портного Корпуса, а бельэтаж — богатые квартиры. Внутренность роскошных залов была
 сохранена. Остались также беломраморная лестница и подъезд, выходивший на парадный двор. Домом по очереди владели купцы Носовы, Ланины, Морозовы.

В 1898 году дом приобретает петербургский купец-миллионер Григорий Григорьевич Елисеев. Дом со всех сторон заключают в деревянные леса, так чтобы никто не мог проникнуть на его территорию, и начинается новая глобальная перестройка. Ходят разные слухи, некоторые даже говорили, что это будет «Храм Бахуса».

В 1901 году таинственная завеса спала: Елисеев открыл роскошный богатейший магазин с названием «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин». Всего в «Елисеевском» открылось пять отделов: колониально-гастрономических товаров, хрусталя Баккара, бакалейный, кондитерский и самый большой фруктовый. Кроме того, были ещё винный погреб и производственные цеха. Москвичам пришлось по вкусу оливковое масло, которое Елисеев закупал в Провансе. Приучил он их и к французским трюфелям, и к устрицам. С заморскими товарами успешно соперничали русские окорока,балыки из белой и осетровой рыбы, икра. В кондитерском отделе особой популярностью пользовались «дамские пирожные» из собственной пекарни. Сортов кофе и чая было так много, что покупатели терялись, а уж в винах без приказчиков вообще было не разобраться.

Для переделки дома Елисеевым был приглашён петербургский инженер Гавриил Васильевич Барановский, позднее построивший для Елисеева несколько домов в Петербурге. Отделкой интерьеров вместе с Барановским занимались архитекторы В. В. Воейков и М. М. Перетяткович. Проходивший когда-то под домом проезд, в который могли въезжать кареты, стал главным входом в магазин, а комнаты первого и второго этажей превратились в огромный торговый зал, сверкающий причудливой декоративной обработкой стен и яркими огнями изящных огромных люстр. Особняк на Тверской принадлежал Елисееву до 1917 года.

С приходом революции Елисеев эмигрировал из России во Францию, а магазин национализировали — он стал государственным. Все годы советской власти его продолжали называть «Елисеевским» неофициально. Магазин был своего рода визитной карточкой Москвы. Туда наведывались не только за дефицитными продуктами, но и просто посмотреть на роскошную причуду купца-миллионера — магазин-храм.

Рижский вокзал - 110 лет



Здание вокзала построено в 1897—1901 годах в рамках строительства Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора Станислава Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга. Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Ф. Дидерихса.

Рост внешнеторгового оборота царской России в конце XIX столетия вызвал усиленное строительство новых железнодорожных линий к незамерзающим портам Латвии. Российские промышленники и купечество настойчиво пробивались на мировой рынок. В стране помимо зерна, муки, мяса имелись богатые месторождения руды, каменного угля и других полезных ископаемых. Уверенно набирала силу и отечественная промышленность. Предприниматели довольно быстро оценили преимущество прокладки новой железной дороги к Балтийскому морю. Именно это обусловило прокладку Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги общей протяженностью 2453 км. Строительство колеи началось по Высочайшему Указу Николая II от 2 марта 1897 г. Общество Московско-Виндаво-Рыбинской дороги обратилось в Московскую городскую управу с просьбой "изъявить согласие на расположение товарной и пассажирской станции "Москва” у Крестовской заставы на пустопорожних местах между линией Николаевской железной дороги и Лазаревским кладбищем”. Пассажирский вокзал предположено было построить у Крестовской заставы на обширном пустыре, прилегающем одной стороной к Первой Мещанской улице. Между этим зданием и улицей должна была оставаться большая площадь, обеспечивающая подъезд экипажей к вокзалу. Товарную станцию хотели расположить рядом с пассажирской. На ней специально отводилось место для выгрузки лесных материалов и дров, что тогда имело для города большое значение. Так как время на постройку новой железной дороги было ограничено, ее проектирование велось по упрощенным техническим условиям, с созданием большого количества обходов естественных препятствий Клинской гряды. К августу 1900 года был введен в строй первый этаж Виндавского вокзала. Здание строили каменное, частично двухэтажное, частично в один этаж. 

Виндавский вокзал построен по проекту Петербургского архитектора С.Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт- Петербурга. Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю.Дитриха. Здание вокзала выделяется красивым наружным фасадом в старинном русском стиле и состоит как бы из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Центральная часть и крылья вокзала — в два этажа. Украшают здание практически все элементы, встречающиеся в русской архитектуре XVII века — разнообразной формы окна, наличники, кокошники, бегунки, поребрики. Современники единодушно отметили большой вкус и достоинства избранного варианта. Здание его выделяется наружным фасадом в псевдорусском стиле и состоит из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Центральная часть и крылья вокзала - в два этажа. Современники единодушно отметили большой вкус и грамотность конструкции молодого архитектора, который закончил работу накануне своего тридцатилетия. Особенно торжественной была центральная часть вокзала с крытым крыльцом, удобным входом. Вокзал обоснованно считался самым удобным для пассажиров и был во многом технически совершенен. Он имел свою электростанцию, что освещала помещения и платформы.

Торжественное открытие Виндавского вокзала в Москве состоялось 11 сентября 1901 года. Первый поезд отправился в Виндаву в 18:05. В июне 1901 года сюда пришел первый поезд из Ржева, и затем регулярно три раза в неделю ходил поезд Москва-2 — Ржев. Сложности, однако, для приезжающих состояли в том, что поезда приходили по вечерам, маленький вокзал еще не был приспособлен к людским массам, извозчиков не было, их брали в селе Всехсвятском, до которого багаж приходилось нести в руках и на плечах.

Вокзал неоднократно менял свои названия. Со времени постройки и до 1930-х годов это был Виндавский вокзал, до 1942 г. - Балтийский, до 1946 гг.- Ржевский, с 1946 г. Рижский.


Театр им. Вахтангова - 90 лет 



В конце 1913 года несколько студентов из разных московских учебных заведений решили создать Студенческую драматическую студию и играть по модной тогда системе Станиславского. Но помочь студентам-любителям профессионалы не соглашались. Наконец после долгих уговоров за руководство взялся молодой актёр и режиссёр Художественного театра, ученик К. С. Станиславского Евгений Багратионович Вахтангов. Первой постановкой стала пьеса Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных». Репетировали где придётся, в основном на квартирах друг у друга. 26 марта 1914 года состоялась премьера. Спектакль полностью провалился, а администрация МХТ запретила Вахтангову работу с непрофессиональными студийцами. Но запреты оказались бессильны. Новые репетиции стали проводиться потихоньку в квартире в Мансуровском переулке. Позже одна из студиек выберет себе сценический псевдоним по имени этого переулка, с ним и войдет навсегда в историю сценического искусства — Цецилия Львовна Мансурова, легендарная первая исполнительница роли принцессы Турандот — но это будет позже.

Студия стала называться «Московская драматическая студия Е. Б. Вахтангова», но уже скоро профессионально выросла до того, что примирилась с Художественным театром, даже получила название Третьей студии МХТ и открыла собственное помещение на Арбате, дом 26, где и находится по сей день.

Первым спектаклем стала постановка пьесы Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония» в постановке Е. Б. Вахтангова. 13 ноября 1921 года зрители, пришедшие в старинный арбатский особняк на премьеру спектакля стали свидетелями рождения нового театра — Третьей Студии Московского Художественного театра, переименованной впоследствии, в 1926 году, в театр имени своего основателя и руководителя — Евгения Вахтангова. 


Дом на набережной - 80 лет



Во время переноса в 1918 году советской столицы в Москву было переведено большое количество госслужащих. Поначалу их расселили в так называемых домах Советов (гостиницы «Националь», «Метрополь», прочие здания), однако жилой площади постоянно не хватало.

В связи с тем, что в центре Москвы образовалась нехватка гостиничных мест, в 1927 году создали комиссию по строительству Дома ЦИК и Совета народных комиссаров под председательством главы правительства Алексея Рыкова. Комиссия, в которую входили секретарь ЦИК Авель Енукидзе, архитектор Борис Иофан и глава ОГПУ Генрих Ягода, решил, что квартиры в доме будут предоставлять членам ЦК ВКП(б), Комиссии партийного контроля, наркомам и их заместителям. Впоследствии в дом стали заселять военачальников, писателей и артистов, Героев Советского Союза и пр.

24 июня 1927 года было принято решение о начале строительства дома для ответственных работников, которое продлилось до 1931 года. Жильцами дома стали главным образом представители формировавшейся советской элиты: учёные, партийные деятели, Герои Гражданской войны, Социалистического Труда и Советского Союза, выдающиеся писатели, служащие Коминтерна, герои войны в Испании.

Дом на набережной был построен по проекту Б. М. Иофана на месте, где до этого находились винно-соляные склады. По первоначальному проекту дом должен был быть красным, как и Кремль, однако, в связи с нехваткой денег, внешние стены дома стали серыми. 12-этажный дом на набережной с 505 квартирами (24 подъезда) стал одним из самых крупных домов в Европе.

На этажах по две квартиры. В квартирах был дубовый паркет, художественная роспись на потолках. Фрески делали специально приглашённые из Эрмитажа живописцы-реставраторы. На потолках красовались пейзажи разных времён года, цветы, фрукты. На кухне имелось отверстие в стене для самоварной трубы и выход грузового лифта, на котором вывозили мусор. Вахтёр заведовал лифтом; наверх пассажир поднимался в компании сопровождающего, вниз приходилось спускаться пешком или стучать по металлической двери шахты, чтобы вахтёр услышал и поднялся.

Дом включал в себя клуб (ныне Театр эстрады), кинотеатр на полторы тысячи мест, спортивный зал, универмаг, прачечную и амбулаторию, сберкассу и отделение связи, детский сад и ясли. В столовой жители дома бесплатно (по талонам) получали готовые обеды и сухие пайки, так что самим готовить пищу было необязательно. Во внутренних дворах дома были разбиты газоны с фонтанами. Мебель в доме была унифицирована: стулья, столы, буфеты и прочее имели бирки инвентарных номеров.

Подъезд дома № 11 — нежилой, в нем нет ни квартир, ни лифтов. Ходили слухи, что отсюда или прослушивали квартиры жильцов других подъездов, или за стенами скрыты некие тайные помещения.

На фасаде здания установлено 25 мемориальных досок, и 5 досок установлено в подъездах дома.

Для посетителей открыт муниципальный краеведческий музей, в создании которого принимала участие вдова Юрия Трифонова Ольга Романовна Трифонова (Мирошниченко). В музее с использованием сохранившейся мебели хранители попытались воспроизвести атмосферу 1930-х годов.


Театр кукол им. С.В. Образцова - 80 лет



Академический Центральный Театр кукол был создан по инициативе Дома Художественного Воспитания Детей 16 сентября 1931 года. Первоначально в нем работало 12 человек, и с первого дня создания его возглавлял выдающийся деятель русского искусства - Сергей Владимирович Образцов.

Пронизанный карнавально-сказочной атмосферой спектакль
"По щучьему велению", поставленный в 1936 году, - с уникальной конструкцией круглой ширмы - многие театроведы восприняли "главным кукольным спектаклем ХХ века", применяющим мейерхольдовские открытия.

За несколько лет театр становится настолько популярным, что в 1937 году правительство решает предоставить в распоряжение труппы помещение в центре Москвы на площади Маяковского. Театр к тому времени не только пополнил свои штаты, но и создал собственный музей, впоследствии ставший уникальной сокровищницей кукол.

"Традиционным путем" - в результате эксперимента - возник в 1946 году самый знаменитый шедевр Мастера кукольных дел, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, - сатирическое обозрение "Необыкновенный концерт", широко использующее пародийные возможности кукол.
Сатирический жанр был освоен театром еще в годы войны, когда группы актеров ГЦТК выезжали в расположения действующей армии и показывали солдатам "Фронтовую программу" из пародийных скетчей на политические темы.
После войны театр продолжал работу в Москве, одновременно расширяя гастрольную деятельность. С 1956 года театр Образцова - постоянный участник международных кукольных фестивалей. Под непосредственным влиянием гастролей ГЦТК были созданы государственные кукольные театры в ряде стран - Польше, Болгарии, Венгрии, Чехии...

В 1970 году театр переезжает в новое здание на Садовом кольце - архитектурный комплекс, являющийся эталоном для всех стационарных театров кукол мира (сложный раздвижной занавес, трансформирующиеся стены зала, позволяющие "окружить" зрителя куклами, "бегающий" звук).
Великолепные металлические часы, украшающие фасад, стали "визитной карточкой" театра.


Кинотеатр Россия - 50 лет



Кинотеатр Россия был открыт в 1961 году. Построен по проекту архитектора Ю. Шевердяева на восточной границе Пушкинской площади на месте снесённого в 1937 году Страстного монастыря. Кинотеатр считается главным кинозалом страны и является одним из крупнейших в Европе премьерным кинотеатром. В 1997 году был реконструирован и получил своё современное название (Пушкинский).


Кремлевский дворец - 50 лет



Кремлёвский дворец съездов (c 1992 года — Государственный Кремлёвский дворец) построен в 1961 году под руководством архитектора Михаила Васильевича Посохина.

Здание проектировалось как площадка для проведения общественно-политических мероприятий. Так, в 1960 — 80-х годах его стены принимали делегатов XXII—XXVII съездов КПСС. Помимо различных социально-политических форумов, Государственный Кремлёвский дворец используется и как сцена для проведения концертов и театральных постановок. Некоторое время он находился в распоряжении Академического Большого театра. В настоящее время на его территории находится театр «Кремлёвский балет». Каждую зиму в его стенах проводится главная Новогодняя ёлка страны. Государственный Кремлёвский дворец, построенный в 1960-х годах XX века, как и 14-й корпус Кремля не является памятником архитектуры Московского Кремля и не внесён в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Дворец был построен на месте снесённого старого здания Оружейной палаты, построенного в 1807—1810 г. И. В. Еготовым в стиле ампир. До того на этом месте стояли постройки Царе-Борисова двора, то есть бывшего двора Бориса Годунова. При сносе Оружейной палаты старинные русские пушки, цепью стоявшие вдоль здания (Царь-пушка венчала эту цепь), были перенесены к зданию Арсенала и поставлены среди груды трофейных французских пушек.

Перед началом строительства были проведены археологические раскопки, давшие ценные материалы о начальной истории Москвы.

Здание Дворца съездов первоначально было рассчитано на 4000 мест и на этапе проектирования было разделено на три фронта работы (зал заседаний, фойе и фасады), каждым из которых занималась отдельная группа архитекторов, многие из которых впоследствии были удостоены Ленинской премии за этот проект. Однако вскоре, под влиянием строительства нового Дворца Съездов в Пекине, было решено расширить дворец до 6000 мест и спроектировать банкетный зал, который в итоге разместили прямо над зрительным залом. Возросший объём здания отчасти было решено «спрятать» под землю. Так появились несколько дополнительных этажей, где расположились зрительские гардеробы.

Строительство продолжалось 16 месяцев, и 17 октября 1961 года здание было открыто. Его фасад облицован белым уральским мрамором и золотистым анодированным алюминием. Над главным входом был расположен золочёный герб СССР, который впоследствии был заменён на герб Российской Федерации. Во внутренней отделке использован красный карбахтинский гранит, мрамор коелга и узорчатый бакинский туф, различные породы дерева.


Большой Московский цирк на проспекте Вернадского - 40 лет



Большо́й Моско́вский Госуда́рственный цирк на проспекте Вернадского — самый большой стационарный цирк в мире. Вместимость зрительного зала 3310 мест, высота амфитеатра — 36 метров. Имеет пять быстросменяющихся манежей — конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой и отдельный репетиционный манеж.

Большой Московский цирк был построен под руководством архитекторов Ефима Петровича Вулыха (глава архитектурной группы) и Якова Борисовича Белопольского, и торжественно открыт 30 апреля 1971 года. На время капитального ремонта цирка на Цветном бульваре (1985—1989) Большой цирк был единственным стационарным цирком в Москве.

За время своего существования цирк представил более ста программ, гастролировал более чем в 20 странах мира.


Мемориальный музей космонавтики - 30 лет


 

10 апреля 1981 года к 20-летию полета в космос Ю.А. Гагарина был открыт Мемориальный музей космонавтики. Экспонатами музея стали образцы ракетно-космический техники, личные вещи космонавтов и конструкторов, архивные документы и предметы нумизматики и филателии. Мемориальный музей космонавтики располагается в стилобатной части монумента "Покорителям космоса" - одного из самых известных памятников Москвы. 

Статья о Мемориальном музее космонавтики


Памятник «Героям революции 1905-1907 годов» - 30 лет



Памятник "Героям революции 1905-1907 годов", открыт 17 февраля 1981 года на площади Краснопресненская Застава, у южного вестибюля станции метро "Улица 1905 года". Скульпторы: О. А. Иконников, В. А. Федоров.
Сооружён в честь 75-летия Декабрьского восстания 1905 года.


 25 лет назад Арбат стал пешеходным



В 1974 году группой архитекторов под руководством Алексея Гутнова и Зои Харитоновой началась разработка проекта превращения Арбата в пешеходную улицу. Технико-экономическое обоснование проекта было готово к 1978 году. Проект не ограничивался просто запретом на автомобильное движение по улице, в него входили также работы по благоустройству улицы, реконструкции и реставрации фасадов зданий. В 1979 году проект был одобрен. Практические работы начались в 1982 году. Был изменен маршрут троллейбуса 39, до этого проходивший по Арбату — именно ему посвящена песня Булата Окуджавы «Последний троллейбус». Несколько лет улица была перекопана: полностью заменялась система подземных труб, канализации и т. д. Первая стадия реконструкции Арбата была завершена к 1985 году. 25 тысяч квадратных метров плитки толщиной 10 сантиметров на заводе делали специально для Арбата.

Наконец в 1986 году Арбат предстал в новом обличье: вместо асфальта брусчатое покрытие, посредине улицы вазоны с цветами и рядом скамейки для отдыха прогуливающихся, фонари в стиле ретро. Московские остроумцы тут же выдали: «Арбат офонарел» — шутка приписывается Булату Окуджаве, но авторство не доказано, при всех случаях она оказалась точна и многократно повторена.

1 апреля 1986 года на Арбате прошло празднование Дня смеха. За несколько дней до события началась постройка сцен, эстрад, помостов для выступлений артистов, заборов и ширм для кукловодов. Готовились настоящие ярмарочные представления. В середине дня 1 апреля началось веселье. Уже очень скоро людей набралось столько, что пришлось срочно перекрывать улицу, чтобы избежать давки. В результате в празднике сумели принять участие лишь жители улицы и заранее приехавшие москвичи и гости столицы. Для большинства отдыхающих в тот день в центре Москвы, вход оказался закрыт. Больше подобных мероприятий на Арбате не проводилось, но самодеятельные концерты продолжаются и по сей день.



Фото: eremey-60.narod.ru, fotki.yandex.ru, ej.ucoz.ru,forum.pravda.com.ua, rifle1974.narod.ru, dic.academic.ru, chron.eduhmao.ru, oldmos.ru, savok.name, www.victority.ru

Информация: ru.wikipedia.org, www.moscowmap.ru, www.puppet.r, ru.wikipedia.org