Сокольническая линия.
Название станции | Бывшие названия | Дата открытия |
Бульвар Рокосовского | до 04.07.14 "Улица Подбельского" | 01.08.90 |
Черкизовская | 01.08.90 | |
Преображенская площадь | 31.12.65 | |
Сокольники | 15.05.35 | |
Красносельская | 15.05.35 | |
Комсомольская | 15.05.35 | |
Красные ворота | с 25.05.62 до 25.08.86 "Лермонтовская" | 15.05.35 |
Чистые пруды | до 05.01.90 "Кировская" | 15.05.35 |
Лубянка | до 05.01.90 "Дзержинская" | 15.05.35 |
Охотный ряд | до 05.11.55 "Охотный ряд" до 1959 г. "Имени Л.М. Кагановича" до 30.11.61 "Охотный ряд" до 05.11.90 "Проспект Маркса" | 15.05.35 |
Библиотека им. Ленина | 15.05.35 | |
Кропоткинская | до 08.10.57 "Дворец Советов" | 15.05.35 |
Парк культуры | до 1980 г. "Парк культуры им. Горького" | 15.05.35 |
Фрунзенская | 01.05.56 | |
Спортивная | 01.05.56 | |
Воробьевы горы | до 12.06.99 "Ленинские горы" | 12.01.59 Была закрыта с 12.11.83 до 14.12.02 |
Университет | 12.01.59 | |
Проспект Вернадского | 30.12.63 | |
Юго-Западная | 30.12.63 | |
Тропарево | 08.12.14 | |
Румянцево | 18.01.16 | |
Саларьево | 15.02.16 | |
Филатов Луг | 20.06.19 | |
Прокшино | 20.06.19 | |
Ольховая | 20.06.19 | |
Коммунарка | 20.06.19 |
• Улица Подбельского названная в честь партийного и государственного деятеля Вадима Николаевича Подбельского, по которой получила свое название станция метро, в 1992 году была переименована в Ивантеевскую. Название станции, таким образом, утратило географическую привязку.
• В 1937 году на Международной всемирной ярмарке в Париже
проект станции «Сокольническая», удостоен Гран-при.
• «Красносельская» - одна из немногих станций, на наземном вестибюле которой сохранилась надпись «МЕТРО».
Надпись «МЕТРО» на наземном вестибюле станции «Красносельская»
.
•
15 мая 2006 года в вестибюле станции была открыта мемориальная доска в честь одного из первостроителей Московского метрополитена - Героя Социалистического Труда, Заслуженного строителя РСФСР Татьяны Викторовны Фёдоровой.
• 15 марта 1941 года станция «Комсомольская» отмечена Сталинской премией 1-ой степени
• Станция «Красные ворота» названа по одноименной площади. Площадь была названа в XVIII веке по имени Красных ворот Земляного города. Здесь в 1709 году была воздвигнута Триумфальная арка-ворота для встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской битвы. Ворота получили у москвичей неофициальное название «красные», то есть красивые. Вскоре это название было утверждено официально. В XIX веке ворота были выкрашены в красный цвет (ранее они были белыми). В 1928 году ворота были снесены и символический образ остался запечатлен лишь в интерьере одноименной станции метро. С 1941 по 1992 г. площадь называлась Лермонтовская - в честь поэта М. Ю. Лермонтова, родившегося в доме, который находился на месте нынешнего высотного здания у площади. С 29 мая 1962 г. по 25 августа 1986 г. станция также называлась «Лермонтовская».
• Во время Великой Отечественной войны на станции был оборудован командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата народного комиссариата путей сообщения.
• Проект станции был удостоен Гран-при на Международной Всемирной Ярмарке в Париже.
• На станции в 1952 году начал работу первый в московском метро турникет, а 28 июля 1959 года впервые опробован турникет, основанный на принципе свободного прохода.
• Станция «Чистые пруды» - во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба и ПВО страны.
• В 1947 на станции впервые в Московском метрополитене были установлены люминесцентные лампы.
• Станция имеет наземный вестибюль кубической формы, аналогичные вестибюли имели станция Комсомольская (северный), и станция Смоленская. Однако до настоящего времени, эти вестибюли не сохранились. Вестибюль станции «Чистые пруды» - единственный вестибюль такого типа, дошедший до наших дней.
Наземный вестибюль станции «Кировская». 1935 год.
• До 17 декабря 1975 г. станция «Дзержинская» не имела центрального зала - он появился лишь после сооружения пересадки на станцию «Кузнецкий мост»
• Станция «Охотный ряд». Во время съемок фильма «Москва слезам не верит» в 1977-78 г. станция называлась «Проспект Маркса», однако по сюжету действия фильма происходят в 1958 г, когда станция носила название «Охотный ряд». В эпизоде, где героиня Ирины Муравьевой едет в метро, на стене станции ясно читается «Охотный ряд», то есть специально для съемок фильма было повешено старое название.
• «Охотный ряд» - единственная в Москве станция, переименованная 4 раза.
• Станция «Кропоткинская». До 8 октября 1957 г. называлась «Дворец Советов». Рядом со станцией на месте снесённого в 1931 г. Храма Христа Спасителя намечалось воздвигнуть грандиозный Дворец Советов. Станционный зал метро был задуман как подземный вестибюль Дворца. Строительство Дворца началось в 1939 г., но перед войной было прервано, а во время войны металлический каркас уже построенных семи этажей здания пустили на изготовление противотанковых ежей. Проект так и не был осуществлён. Позже котлован, вырытый для Дворца, был использован под бассейн «Москва», открытый в 1960 г. В 1994 г. было принято решение о воссоздании храма.
• Проект станции удостоен Гран-при на международных выставках в Париже (1937 год) и Брюсселе (1935 г.), Сталинской премии за архитектуру и строительство (1941 г.).
• Станции «Спортивная», «Воробьёвы горы» наряду со станциями «Студенческая», «Мякинино» и «Кузнецкий мост»,относится к тем станциям, к которым не подходит ни один из маршрутов городского наземного транспорта.
• При строительстве ст. «Воробьёвы горы» использовался уникальный проект прохождения линии метрополитена по метромосту, вместо предлагаемого ранее плана тоннеля под Москвой-рекой. Станция располагалась на нижнем ярусе Лужнецкого метромоста, в то время как по его верхнему ярусу проходило автомобильное движение. По причине спешки со сдачей моста в эксплуатацию к Международному Фестивалю Молодежи не были соблюдены нормы строительства. Из-за плохой гидроизоляции станцию постоянно затапливало. 8 июля 1959 года в Москве прошёл сильнейший ливень, едва не парализовавший работу всей линии. Затем начал обрушаться потолок. В июне 1960 года с высоты 4 метров упали дюралевые листы карниза, все это привело к окончательному закрытию моста на реконструкцию.
Для пассажиров станция закрылась 20 октября 1983 г, с 1986 г движение поездов осуществлялось по обходным мостам, сооружённым на самостоятельных опорах по обе стороны основного, однако верхний ярус был закрыт значительно позже из-за отсутствия равноценной объездной магистрали. Официально реконструкция производилась в течение 19 лет, однако самая активная фаза работ пришлась на 1999—2002 годы, в период строительства Третьего транспортного кольца.
• Станция «Соларьево», открытая 15 февраля 2016 года, стала 200-й по счету, в составе Московского метрополитена.
Сокольническая линия
Таганско - Краснопресненская линия
Калининско - Солнцевская линия
Серпуховско - Тимирязевская линия