Вторник, 19.06.2018, 21:15 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Московские юбилеи 2017 года.


Манеж - 200 лет.

История строительства Манежа связана с московским пожаром 1812 г., уничтожившим большую часть деревянной городской застройки. Манеж построили на месте купеческих лавок.
В 1816 г. Александр I отдал распоряжение о строительстве. Здание было предназначено для строевой подготовки войск численностью до двух тысяч человек, также удобным было место — рядом с выходом из Кремля, поблизости от расположений полков.

В 1817 г. работа была поручена архитектору А. Бетанкуру. Ему предстояло спроектировать огромное здание, где бы мог свободно маневрировать конный полк. Уникальная конструкция стропил и 30-и деревянных ферм позволила сделать здание 45 м. шириной без внутренних опор.

В июле Александр I утвердил проект. Работы велись под руководством, инженера Льва Карбонье. Уникальному проекту требовались длинные стропила, для них со всей Росcии свозили вековые лиственницы.В ноябре строительство было завершено. Отделочные работы были отложены на несколько лет и завершены лишь в 1824-25 годах.

30 ноября (12 декабря) 1817 г., в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном, в присутствии императора манеж был торжественно открыт.

В июле 1818 года стропильные фермы манежа дали трещины. Осенью 1819 года Бетанкур ходатайствовал перед Александром I о перестройке кровли здания. В 1823—1824 гг. была осуществлена серьёзная перестройка кровли, под руководством военного инженера полковника Рафаэля Бауса при активном участии А. Я. Кашперова,который рассчитал и осуществил новую кровлю, увеличив число ферм с 30 до 45.

В 1819 г. Карбонье предоставил в Комиссию о  рисунки лепнины для декора фасада Манежа, но его проект так и не был осуществлён из-за перестройки стропил. В 1824 г. Осипа Бове, возглавивший Комиссию по обследованию Манежа разработал проект декоративного скульптурного убранства осуществленный летом 1825 г. Затем Бове собирался установить 12 чугунных горельефов, задуманных ещё Бетанкуром. К тому времени старые эскизы были утеряны, и Бове создал проект заново, но работы по их изготовлению остановили, поскольку финансирование не было получено — взошедший на престол Николай I не проявил интереса к строительству. Так Манеж обрёл свой окончательный вид, за исключением пристроенной позже ротонды.

По приказу Николая I в 1838 г. была разобрана старинная церковь Николая Чудотворца в Сапожке, находившаяся рядом. Её престол перенесли в здание-ротонду, пристроенное к фасаду Манежа. В советское время эта пристройка была разобрана, поскольку мешала прокладке трамвайных путей по Манежной улице.

Первое время после открытия в Манеже размещались конюшни и проводились военные смотры, парады и учения. Но поскольку император большую часть времени проводил в Петербурге, уже с 1830-х гг. в Манеже стали регулярно устраиваться концерты и выставки.  Здание также использовалось для народных гуляний на Пасху, Масленицу, Рождество. В 1894-м в Манеже прошло прощание с покойным императором Александром III.

После революции в помещении Манежа обустроили казарму. Затем Манеж служил гаражом для правительственных автомобилей.

К 1920-м гг. состояние здания ухудшилось, его балки просели. В 1930 г., во время первой серьёзной реставрации здания, их укрепили колоннами, которые, нарушили изначальную открытую и просторную планировку внутреннего пространства.

В 1953 г. в Манеже вновь начались серьёзные реставрационные работы под руководством архитектора и реставратора Д. Н. Кульчинского: были восстановлены дореволюционные барельефы с изображением двуглавого орла и Георгия Победоносца. 

С 1957 году в Манеже стали проходить  выставки, концерты и другие публичные мероприятия. В 1960-е гг. в нём прошла известная авангардистская выставка «30 лет МОСХ», которую 1 декабря 1962 г. посетил и раскритиковал Н. Хрущёв. В 1967 г. Манежу был присвоен статус Центрального выставочного зала столицы. С 1967 по 1981 гг. в Манеже было проведено более 110 художественных выставок и побывало порядка 22 миллионов посетителей.

14 марта 2004 г., в здании Манежа произошол пожар. В результате полностью сгорела кровля здания.

После реконструкции открытие Манежа состоялось 18 апреля 2005 г. В здании появились многие атрибуты современной инфраструктуры, такие как, эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения. Архитекторы полностью воссоздали внешний декор здания по чертежам и рисункам Осипа Бове. Одним из условий реконструкции было восстановление ферм Бетанкура, которые оставили открытыми. Они были изготовлены не из цельных брусьев, а из клееных, скреплённых металлическими болтами и пропитанных огнестойким составом. Сегодня Манеж является главной выстовочной площадкой Москвы.

Памятник героям Плевны - 130 лет.

После окончания Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., под Плевной решили установить памятник погибшим гренадерам и сразу же начался добровольный сбор средств в Гренадерском корпусе. Для возведения монумента был выделен участок земли с курганом Копаная Могила, и летом 1880 года комиссия для сооружения памятника пригласили архитектора Владимира Шервуда.
Шервуд, запланировал 20-метровый памятник-часовню, оформленный 4 скульптурными группами. Стоимость такого памятника составляла 70 000 р., но в распоряжении было всего 27 000. Комиссия рассчитывала, что государство возместит недостающее, но император Александр II, рекомендовал им обратиться к купечеству. В конечном итоге было собрано около 29 000 р., и в 1881 г. новый царь Александр III повелел строить памятник на имеющиеся средства. Шервуд упростил проект, уменьшив его размеры и заменив скульптурные композиции горельефами.
В 1885 г. было получено согласие на перевозку памятника из Москвы в Болгарию, однако, в 1886 г. появились предложения оставить его в Москве, и в итоге 10 декабря 1887 г. при одобрении москвичей часовню поставили у Ильинских ворот Китай-города.

Интерьер часовни в прошлом был украшен изразцами, внутри помещались 7 бронзовых плит с именами погибших гренадеров (18 офицеров и 542 солдата) и живописные образа Александра Невского, Николая Чудотворца, Иоанна Воина и Кирилла и Мефодия. К сожалению, большая часть внутреннего убранства  не дошли до наших дней.
После Революции 1917 г. часовня была разорена. Её восстановлением занялись в середине 1940-х годов, но после этого часовня достаточно быстро разрушалась, и в 1960-х гг. её полностью покрыли консервирующим составом, из-за чего она приобрела характерный чёрный цвет. Реставрацию памятника провели в 1984 г., а в 1992 г. часовню передали Русской православной церкви.

Снос Красных ворот - 90 лет.

Красные ворота были первой триумфальной аркой в России. Их построили из дерева по приказу Петра I в честь победы над шведами в Полтавской битве Северной войны в 1709 г. Впоследствии Екатерина I заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 г. Через 8 лет эта арка сгорела и была восстановлена в 1742 г. по случаю коронации Елизаветы Петровны. В 1748 г. ворота снова сгорели в пожаре.
Работу по восстановлению триумфальных Красных ворот поручили скульптору и архитектору Д. В. Ухтомскому, он разработал проект новой площади, поместив в ее центре триумфальные ворота. Новые ворота были расписаны под мрамор, позолочены и украшены 8 золочеными статуями. Наверху ворот была бронзовая статуя Славы, держащая в руках пальмовую ветвь и трубу.
За красоту и изящество москвичи прозвали ее Красными воротами, кроме того, через арку проходила дорога на Красное село.
Когда в связи с расширением Садового кольца было принято решение о сносе красных ворот, на защиту достопримечательности поднялась общественность Москвы.
3 июня 1927 г. Красные ворота были снесены. Та же участь постигла в 1928 г. и церковь Трёх Святителей у Красных ворот. В 1814 г. в этом храме был крещён М.Ю.Лермонтов. Снесли и дом, где родился Лермонтов - на его месте было построено высотное административно-жилое здание, на нижнем этаже которого был устроен северный выход из метро Красные ворота. Основной же выход из метро Красные ворта был сооружён в 1935 г., как раз на месте разобранных Красных ворот.
Некоторые декоративные элементы Крвсных ворот дошли до наших дней, так золочёный ангел, венчавший верхнюю часть ворот, хранится в Историческом Музее, фигурки Путти находятся в Музее Щусева, белокаменные замковые камни большой и малой арок находятся в экспозиции музея Коломенское, некоторые декоративные элементы находятся в Музее истории Москвы.

Начало строительства Дворца советов - 80 лет.


Так мог выглядеть Дворец советов в городском пространстве.

Дворец Советов — неосуществлённый проект строительства высотного административного здания в Москве для проведения сессий Верховного Совета СССР. По плану архитектора Бориса Иофана, высота Дворца Советов вместе с венчающей его стометровой статуей Владимира Ленина составляла бы 415 метров.

5 декабря 1931 г. на месте предполагаемого строительства Дворца Советов был взорван Храм Христа Спасителя, подготовительные работы начались уже на следующий год. Строительство дворца началось в 1937 г. Фундамент дворца был завершён в 1939-м, но из-за начала Великой Отечественной войны проект заморозили. В 1941—42 гг. стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы во время обороны Москвы для сооружения мостов.

После окончания войны было решено сосредоточиться на восстановлении страны, поэтому строительство дворца заморозили, но архитектурное проектирование и работа над изменением первоначального замысла продолжались. Группа архитекторов разработала новый вариант здания, для него был заготовлен другой участок на юго-западе Москвы. При сохранении общей композиции сооружения его масштабы были существенно сокращены: высоту с 415 уменьшили до 270 м. Однако новые версии Дворца Советов так и не были утверждены, а в 1947 г. в столице началась реализация другого масштабного проекта — возведение «сталинских высоток» В 1960 г. на фундаменте Дворца Советов открылся самый большой в мире открытый зимний бассейн «Москва», который проработал до 1990-х гг. После его закрытия на этом месте был восстановлен храм.

Празднование 800-летия Москвы - 70 лет.

В 1947 г. Москва была уже совершенно другим городом — столицей государства, пережившего тяжелую и кровавую войну. Хотя страна и переживала трудные послевоенные годы, проведение подобного праздника вызвало огромный патриотический подъем.
Первый раз праздник по поводу юбилея Москвы был устроен в 1847 г., на 700-летие города. Авторами идеи стали общественные деятели-славянофилы Михаил Погодин и Константин Аксаков. Трёхдневные гуляния были запланированы на апрель, но император Николай I, перенёс их на 1 января и ограничил одним днём.
В 1947 г. было решено отпраздновать 800-летие города, но перенести торжества на сентябрь, чтобы совместить их с юбилеем Бородинского сражения.
С юбилеем было связано решение городских властей о строительстве «сталинских высоток». Изначально планировалось построить восемь зданий по количеству веков. Восьмое здание планировали построить на территории современного парка «Зарядье». После смерти Сталина стройку заморозили, и лишь в 1960-е гг. на оставшемся стилобате было возведено здание гостиницы «Россия».
Торжества по случаю празднования 800-летия Москвы состоялись 7 сентября 1947 г.

Гостиница "Украина" - 60 лет.

Вторая по высоте «высотка» была построена позже остальных, уже после смерти Сталина — в 1953—57 гг. Название «Украина» получила в годы правления Н. С. Хрущёва. При И. В. Сталине она имела проектное название «Гостиничное здание в Дорогомилове». Здание открывает созданный в 1957 г. Кутузовский проспект.
25 мая 1957 г. состоялось торжественное открытие гостиницы, признанной крупнейшей в Европе.
С самого открытия гостиницы гостей поражали шикарные убранства банкетного зала, библиотеки, ресторана и зимнего сада с фонтаном.
Гостиница «Украина»  - это истинное произведение искусства в стиле сталинского классицизма.
28 апреля 2010 г. гостиница после завершения масштабной реставрации начала работать под новым названием, гостиница «Рэдиссон Ройал, Москва»

Открытие универмага «Детский мир» на площади Ф.Э. Дзержинского - 60 лет.

Центральный универмаг "Детский мир" открылся для посетителей 6 июня 1957 г., став самым большим детским магазином в СССР.
Здание универмага было возведено метростроевцами в рекордно короткие сроки, за три года.
«Детский мир» последняя крупная работа архитектора Алексея Душкина, автора  проектов станций метро «Маяковской», «Площадь Революции» и «Кропоткинской» в Москве, вошедших  в историю архитектуры ХХ века. 
Место для огромного магазина, было выбрано не случайно. Известно, что еще до революции Лубянская площадь была излюбленным местом торговцев.
Универмаг был возведен на месте Лубянского пассажа, строители даже частично использовали его фундаменты. Поначалу старинный торговый пассаж хотели реконструировать, но по настоянию архитектора Алексея Душкина его решили снести, что вызвало среди московских архитекторов целую бурю протестов.
Однако универмаг был построен и стал очень популярен не только в Москве, но и в СССР.  В советские времена торговая марка «Детский мир» являлась единственной в СССР.

 Калининский (Новоарбатский) мост - 60 лет.

Создание моста входило в Генплан 1935 г. Проектирование началось в 1939 г. Для реализации был выбран проект А. Власова и архитектурное оформление Н. Колли, однако этому помешала начавшаяся война.
К проектированию моста вернулись в 1950 г., прежние проекты уже не рассматривались, новые были представлены в марте 1951 г.
Строительство началось в 1954 г., а окончание и открытие — в 1957 г. Мост был назван Калининским, так как прилегал к проспекту Калинина. В 1993 г. мост был переименован в Новоарбатский.

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов - 60 лет.

Молодёжный международный фестиваль, открыдся в Москве 28 июля 1957 г. Гостями фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира.
Символом молодёжного форума, стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. Следуя традиции предшествующих фестивалей молодёжи, в Москве был заложен парк «Дружба». В парке была установлена приуроченная к данному coбытию скульптура «Фестивальный цветок».
Фестиваль проходил две недели и стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для советских юношей и девушек — и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели и запомнился атмосферой свободы и открытости. Приехавшие иностранцы свободно общались с москвичами, это не преследовалось. Для свободного посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького.
Прозвучавшая на церемонии закрытия песня «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина и Эдиты Пьехи надолго сделалась визитной карточкой СССР. Один из фестивальных конкурсов впоследствии стал постоянной передачей на телевидении и положил основу массовому распространению в Советском Союзе КВН.

На Могиле Неизвестного Солдата зажжён Вечный огонь - 50 лет.

3 декабря 1966 г. в канун 25-й годовщины битвы под Москвой в столицу с 41-го километра Ленинградского шоссе — места кровопролитных боев Великой Отечественной войны — был перенесен безымянный солдатский прах. Гроб доставили по Ленинградскому шоссе на площадь Белорусского вокзала, водрузили на артиллерийский лафет, и колонна двинулась к Манежной площади. Вдоль всей улицы Горького стояли люди, образовавшие сплошной живой коридор.

8 мая 1967 г. над могилой был зажжен Вечный огонь славы, доставленный в Москву с Марсова поля в Ленинграде.

Подробней о мемориале Могила Неизвестного Солдата.

Останкинская телебашня и Телецентр - 50 лет.

Сигнал с Шуховской башни обеспечивал уверенный приём телепрограмм почти на всей площади Москвы и Московской области, но в масштабах страны его мощность была недостаточной. В 1953 г. С. Новаковский, Ф. Большаков и Н. Скачков обратились к председателю Всесоюзного радиокомитета А. Пузину с предложением построить в Москве «фабрику телевизионных программ» — многопрограммный телецентр с 15—20 студиями, передающей станцией и башней-антенной высотой 500 метров, которая обеспечила бы уверенный приём за пределами московского региона. Пузин дал проекту одобрение и представил его Никите Хрущёву, и 15 июля 1955 г. Совет министров СССР издал постановление «О строительстве нового телепередающего центра». В январе 1956 г. для строительства был выделен участок в районе Черёмушек, но изыскания показали непригодность почв для строительства массивного сооружения. После Черёмушек рассматривались участки около Берсеневской набережной, в районе Кропоткинской улицы и Калужской заставы, а подходящий был найден на территории Останкинского питомника Управления благоустройства города Москвы.
Строительство началось летом 1960 г. ещё до окончательного утверждения проекта: в июле 1960 г., в конце сентября в основание телебашни были заложены первые железобетонные блоки. Весной 1961 г. строительство было приостановлено из-за сомнений в надёжности предложенного Никитиным фундамента неглубокого залегания от 3,5 до 4,6 метра — меньше, чем у стандартной заводской трубы. Инженер был уверен в своих расчётах, но согласился на увеличение основания на 1,5 метра в ширину и 2,25 метра в глубину. Также, по рекомендации автора штутгартской телебашни немецкого инженера Фрица Леонардта, число опор было увеличено с 4 до 10. Окончательный проект Останкинской телебашни был утверждён 22 марта 1963 г., и работы возобновились, а последним изменением стало увеличение высоты с проектных 505 метров до 540 м. Строительство телебашни в останкино велось на протяжении четырех лет – с 1963 по 1967 г. В процессе проектирования Останкинской телебашни было задействовано около 40 разных предприятий
На уровне 325—360 метров башня получила расширение размером с 10-этажный дом, где разместились оборудование, 3-этажный вращающийся ресторан и смотровая площадка.
После завершения строительства Останкинская телебашня стала самым высоким сооружением в мире. А по состоянию на январь 2018 г. — 10-е по высоте свободно стоящее сооружение. И по сей день башня остается самым высоким сооружением в Европпе.

Обелиск «Городу-Герою Москве» - 40 лет.

Обелиск «Городу-Герою Москве», выполненный скульптором Александром Щербаковым и архитекторами Григорием Захаровым и Зинаидой Чернышёвой, был торжественно открыт 9 мая 1977 г. в день празднования 32-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и ознаменован присвоением Москве почётного звания «Город-Герой» и других наград. Установлен памятник на площади Дорогомиловская Застава,
У подножия обелиска находятся три гранитных пятиметровых скульптуры, установленные каждая на своём постаменте и изображающие солдата, рабочего и работницу. Объединившись, они воплощают единство фронта и тыла, величие и героизм защитников Москвы, 

Памятник Петру I - 20 лет.

Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота», работы Зураба Церетели был воздвигнут 5 сентября 1997 года, в рамках масштабного празднования 850-летия Москвы,  Вокруг этого памятника не утихают дискуссии, он вызывает множество разных мнений. С точки зрения художественной ценности, к нему относятся по-разному. Не взирая на это, как образец инженерного искусства он уникален.

Памятник установлен на искусственном острове, у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Один из самых высоких в России памятников. Общая высота памятника 98 метров, высота фигуры Петра 18 м.

Памятник С.Н. Федорову - 10 лет.

Бронзовый памятник выдающемуся офтальмологу Святославу Николаевичу Федорову был торжественно открыт 22 августа 2007 г., в парке им. С. Федорова на Дмитровском шоссе.
Трехметровая скульптура изображает академика почти во весь рост, он стоит в медицинском халате, в левой руке держит свиток со знаниями, накопленными почти за 50 лет своей профессиональной деятельности, в другой - хрусталик, вернувший миллионам людей способность видеть мир.

Открытие реконструированного дворцового комплекса, в Царицыно - 10 лет.

Царицыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 г.
Весной 1775 г. императрица Екатерина II, проезжая во время прогулки из Коломенского по территории Чёрной Грязи, была очарована красотами поместья и без промедлений выкупила его у князя Сергея  Кантемира.
В июне 1775 г. для Екатерины II, рядом с главным домом усадьбы Кантемиров за две недели был построен небольшой деревянный дворец из шести комнат (по проекту архитектора Петра Плюскова), и несколько временных служебных и парковых строений.
В 1775 г. императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции. Екатерине II понравился представленный проект, и в мае 1776 г. началось строительство.
Однако уже к концу года начались неурядицы со стройматериалами и финансированием. Временами это повторялось на всём протяжении строительства, которое растянулось на десятилетие.
Чтобы строительство не останавливалось, Баженову приходилось даже брать кредиты на своё имя и вести стройку за свой счёт. Во время работы над царицынским ансамблем Баженов был вынужден продать свой дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой.
Наконец, в начале 1784 г. на завершение строительства была выделена необходимая сумма.
В первых числах июня 1785 г. Екатерина II посетила Москву. Визит был кратким и несколько неожиданным. Императрица пожелала без промедлений осмотреть царицынское строительство. К Царицыну императрица в сопровождении немногочисленной свиты поехала окольными путями, минуя главные подъезды, так как была напугана слухами о возможном покушении, — полюбоваться задуманными Баженовым величественными дальними перспективами и раскрытием царицынских фасадов императрице не довелось. Осмотр самих построек длился недолго. Екатерина II, нигде не задерживаясь. Вердикт императрицы после беглого осмотра был суров - деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Екатерина приказала представить новый проект главного дворца.
В. Баженов попал в опалу, и от строительства был тут же отстранён, новым архитектором царицынской резиденции был назначен его ученик, Матвей Казаков.
Решение о сносе баженовских построек пришло к Екатерине не сразу лишь в феврале 1786 г. вышло официальное распоряжение Екатерины II «О разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве потом по вновь конфирмованному, сочинённому архитектором Казаковым плану».  Строительство нового дворца шло быстрыми темпами, Екатерина II была полностью поглощена свежей идеей и чрезвычайно гордилась своей новой резиденцией.
Затем Екатерина II к царицынской затее остыла, к тому же у неё была веская причина приостановить подмосковное строительство — чтобы направить высвобожденные средства на новую резиденцию.
Недостроенная царская резиденция довольно быстро пришла в запустение, уже в начале XIX в. постройки стали разрушаться и зарастать зеленью наподобие классических руин.
Первое десятилетие XIX в. в Царицыне завершилось формирование пейзажного парка: на месте нескольких деревянных баженовских были построены каменные парковые павильоны и беседки («Миловида», «Нерастанкино», «Храм Цереры»), обустроены аллеи, дорожки и мостики. На царицынских прудах были оформлены искусственные острова. С этих пор Царицыно обретает свой романтический ореол и становится популярным у москвичей местом конных и пеших прогулок.
В 1927 г. в здании Третьего кавалерского корпуса открылся музей Царицына. Основой экспозиции музея стали ценнейшие коллекции баженовских чертежей и документы по истории и строительству дворцового комплекса,  демонстрировались также предметы из раскопок царицынских курганов.
В Хлебном доме в начале 1920-х гг. стихийно возникли коммуналки, которые просуществовали вплоть до 1970-х гг. В 1939 г. был закрыт храм на территории дворцово-паркового ансамбля, в здании была оборудована трансформаторная подстанция.
В 1936 г. по заданию Моссовета архитекторы М. О. Барщ и Г. А. Зундблат разработали проект приспособления царицынского ансамбля под дом отдыха. Реализации этих планов помешала Великая Отечественная война.
Затем предпринимались еще несколько попыток реставрации, но ни одна из них не была осуществлена полностью.
В 2004 г. музей-заповедник был передан в ведение города, а в сентябре 2005 г. в Царицыне развернулись масштабные работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции дворцового ансамбля и парка.
Проект реставрации был подвержен критике со стороны искусствоведов, реставраторов и архитекторов. В ответ на критику проекта московские власти ссылались на мнение москвичей, согласно социологическим опросам, жители района «Царицыно» желали видеть дворец восстановленным. Говорилось также о том, что Москве необходим в Царицыне крупный музейный комплекс высокого уровня.
2 сентября 2007 г., в День города Москвы, состоялось официальное открытие реконструированного дворцового комплекса. Восстановленный царицынский дворцово-парковый ансамбль вызвал неподдельный интерес у москвичей, парк, сразу же стал популярным местом прогулок.

 Живописный мост - 10 лет.

Вантовый мост через Москву-реку, расположен на западе Москвы и является частью проспекта Маршала Жукова. Открыт 27 декабря 2007 г. Длина моста – 1460 м.

Фотографии и информация взяты в интернете из открытых источников.