Вторник, 25.04.2017, 11:45 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Автобусные, троллейбусные парки и трамвайные депо Москвы




 1908 год. 13 июня – Предпринимателем А.И. Бузниковым, организованна, перевозка пассажиров автобусами с использованием двух 10-местных австрийских машин. Маршрут движения этих автобусов проходил от Петровского парка по Петербургскому шоссе к усадьбе Покровское-Глебово. Позднее были открыты линии от Семеновской заставы к Измайловскому зверинцу и от Марьиной Рощи в Останкино.


Один из первых автобусов общественного пользования
Марьина Роща - Останкино. 1908 год.

 1909 год. 4 августа. - На улице Шаболовка открылось трамвайное депо имени П.Л. Апакова. Названо в честь работника депо, революционера Петра Лукича Апакова. Здание Замоскворецкого трамвайного парка, в котором расположено депо, построено великим инженером В. Г. Шуховым и является уникальным памятником промышленной архитектуры начала XX века.


Замоскворецкое трамвайное депо. 1910 год.

 1909 год - Рядом с Ваганьковским кладбищем был заложен Пресненский трамвайный парк.  Из-за экономии средств в 1912 году он был превращён в резервный трамвайный парк, из которого только по воскресеньям и большим праздникам выходило 19 вагонов. Пуск в эксплуатацию намечался на осень 1914 года. Однако началась Первая мировая война, и парк, благодаря близости с железной дорогой, был превращён в эвакогоспиталь.
В мае 1919 года в Пресненском парке началось восстановление полуразрушенных трамвайных вагонов, собранных со всей Москвы за все годы Первой мировой и гражданской войн и стоявших на Ходынском поле, и регулярный выпуск пассажирских трамвайных вагонов. С этого момента официально отсчитывается история Краснопресненского трамвайного депо.
Название «Краснопресненское трамвайное депо» появилось в 1925 году.
В годы Великой Отечественной войны в депо стали работать женщины и подростки. Вагоны перевозили не только пассажиров, но и продовольствие, боеприпасы, раненых. Часть производства в депо была переоборудована для изготовления продукции военного назначения.
В 2002 году в связи со строительством транспортной развязки третьего транспортного кольца и снятием трамвайной линии по Беговой улице Краснопресненское трамвайное депо было перенесено в Строгино. Последний вагон своим ходом покинул депо 25 мая 2002 г. После этого депо было отрезано от остальной сети. До середины июля 2002 года на Пресне производился ремонт вагонов, которые доставлялись туда грузовым автотранспортом. Затем началось поэтапное переоборудование его в троллейбусный парк. В 2009 году на территорию депо с Трубецкой ул. был переведен 5-й троллейбусный парк, закрытый еще в 2003 году..


Краснопресненское трамвайное депо. 1970-е  годы.

 1912 год. 16 октября - Состоялось открытие Ново-Сокольнического трамвайного парка на Русаковской набережной.
Трамвайщики Ново-Сокольнического парка активно участвовали в жизни своего района. Известно их участие в событиях 1917 года и последующей затем гражданской войны. Они активно поддерживали одного из руководителей Сокольнического райсовета И.В.Русакова, именно поэтому Ново-Сокольнический трамвайный парк в 1921 году получил его имя.
К началу Великой Отечественной войны депо стало самым большим трамвайным предприятием СССР, в нем эксплуатировалось 430 пассажирских вагонов, которые перевозили ежедневно более 800 тыс. пассажиров по 20 трамвайным маршрутам.


Ново-Сокольническое трамвайное депо. 1913 год.

 1924 год. 8 августа – Открылось движение автобусов по первому регулярному маршруту, от Каланчевской площади через Мясницкую улицу (с 1935 по 1990 г.г. - ул. Кирова) до Александровского вокзала (ныне Белорусского).
 1925 год. 21 июня  - Из ворот гаража во втором Дьяковском переулке вышли на линию первые 15 автомобилей марки «Рено» с желтой полосой по кузову. Этот день можно считать днем рождения московского такси.


Такси Рено на площади Революции

 1927 год. 8 ноября  В день 10-летия Октября состоялось торжественное открытие Октябрьского трамвайного депо на Большой Калитниковской улице. Строительство (Покровского) трамвайного парка в Калитниках началось весной 1914 года. Оно не было окончено потому, что началась Первая Мировая война. Строительство возобновилось в 1923. К ноябрю 1927 был построен производственный корпус трамвайного парка.
Октябрьский трамвайный парк продолжал достраиваться и через два года вступил в строй полностью.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны Октябрьское трамвайное депо ни на день не прерывало свою работу.
 1928 год. Апрель – Сдан в эксплуатацию Бахметьевский гараж. 1 ноября 1927 г. из Ордынского парка были переданы 60 английских "Лейландов". В 1930 г. после открытия ремонтных мастерских, парк получает номер Первого. С началом войны парк был переоборудован в авторемонтные мастерские для военных машин, а автобусы реквизированы армией и частично переданы во второй парк. Возобновил свою работу как 3-й автобусный парк в конце 1945 г. В 1989 г. начато строительство филиала парка на Алтуфьевском шоссе; открытая стоянка введена в 1995 г. на 70 машин. После окончания постройки филиала, в 1999 году парк полностью переехал в Бибирево, а открытая стоянка на 2-й Мытищинской ул. была передана 4-му автобусному парку. В старом административном корпусе на ул. Образцова, 19 намечали открыть музей истории московского городского транспорта, однако в итоге здание было продано еврейской общине и в 2001 году наполовину снесено. В здании гаража с 2008 года находится Центр современной культуры «Гараж».


Бахметьевский автобусный парк. 1980-е годы.

 1931 год. Октябрь – Организован 2-й (Дружинниковский) автобусный парк в гараже Наркомсвязи с несколькими автобусами Я-6. В октябре 1931 г. переведен в недостроенное здание на Дружинниковской улице. Достроен в 1933-34 г.г. В апреле 1945 г. стал называться 1-м парком. В 1968 году в связи со строительством нынешнего Белого дома был полностью переведен в Коньково.


1-й автобусный парк. Старая территория. 1960-е годы.

 1933 год. 1 ноября - На Сельскохозяйственной улице открылось «Ростокинское трамвайное депо». В январе 1937 года депо получило современное название «имени Баумана» в память о революционере Николае Баумане в связи с тем, что трамвайное депо на Новорязанской улице, носившее это название, было переоборудовано во 2-й троллейбусный парк. Существенная реорганизация трамвайных путей произошла при открытии в 1939 году Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки.
С началом строительства монорельсовой линии, в 2001 году, на территории депо,  был закрыт Музей пассажирского транспорта Москвы. На его месте впоследствии расположилось монорельсовое депо. Экспонаты были перемещены на территорию трамвайно-ремонтного завода и не доступны для публики.
 1935 год. 10 мая – На  Ленинградском шоссе открыт 1-й Троллейбусный парк.
 1937 год. 9 июня – На Новорязанской ул. в помещениях трамвайное депо им. Баумана, переведенного в Ростокино начал работу 2-й троллейбусный парк. В 1943 г. инженерами парка был сконструирован троллейбус-электрокар на базе ЯТБ-1, который мог удаляться на небольшое расстояние от контактной сети. В 1954 г. парк стал обслуживать выставочную линию 9,5 км. на территории ВДНХ. В июле 1958 г. парк стал выпускать первые машины без кондуктора. В 1990-е годы планировалось построить филиал парка - открытую площадку на 100 троллейбусов в Измайлово, на Щелковском шоссе рядом с заводом "Хроматрон". Однако позднее от этого проекта отказались.


2-й троллейбусный парк.1956 год.

 1940 г. 1 ноябряВ Филях на ул. Дениса Давыдова открыт 3-й троллейбусный парк. В 1945 г. на Тушинском авиазаводе были отремонтированы в первую очередь вернувшиеся из эвакуации из Куйбышева 73 машины третьего парка, которые от частых перевозок и хранения под открытым небом пришли в негодность (16 этих машин были отправлены в Варшаву, где открыли троллейбусное движение). В 1959-60 гг. рядом с территорией третьего троллейбусного парка был выстроен новый 8-й автобусный парк на 250 автобусов ЗиЛ-158. В феврале 1960 г. решением Мосгорисполкома еще недостроенный парк был объединен с третьим троллейбусным парком в одно предприятие "Филевский автобусно-троллейбусный парк". 10 февраля 1961 г. он начал эксплуатацию первых автобусов ЛиАЗ-158. В ноябре 1988 г. с МТРЗ поступил первый в Москве сочлененный троллейбус СВАРЗ-Икарус
 1945 год. Май – Начал работу 2-й автобусный парк на 5-й Кабельной ул. Построен в 1938-41 г.г. на 200 машин ЗИС-8, как 4-й автобусный парк. Сдан в эксплуатацию с недоделками в марте 1941 г., но пассажирская эксплуатация не началась из-за войны. До 1945 г. использовался военным ведомством.


2-й автобусный парк. 1950-е годы.

 1948 год. 19 октября – Открыт 4-й автобусный парк на базе грузового гаража, построенного на Новорязанской улице в 1928 г. В 1998 г. из 3-го парка передана открытая стоянка "Рижская" в тупике 2-й Мытищинской улицы. 1 октября 2007 г., в связи со строительством трансформаторной подстанции "Красносельская", закрыта площадка по адресу Ольховская ул., 28 (там размещалась стоянка 4-й колонны), временно размещена на территории площадки 2-го троллейбусного парка в Новокосине.
 1951 год. Октябрь – На 3-м Силикатном пр. открылся 5 автобусный парк. Вначале был открыт, как филиал 1-го парка. В 1966-71 гг. имел филиал в Красногорске на 80 машин, который в январе 1972 г. выделен в самостоятельный 12-й автобусный парк.
 1954 год. Август - Для обслуживания посетителей открывшейся 1 августа ВСХВ организован 6-й автобусный парк, рассчитанный  на ЗИС-155. Парк не имел собственной площадки, и автобусы стояли на улицах возле 1-го парка, затем под путепроводом около платформы "Северянин". В 1956 г. выделена площадка старого гаража на Анненской улице (Марьина Роща).
1957 год. 11 ноября Трамвайное депо им. Щепетильникова на Лесной ул. которое, с 18 июля 1955 года эксплуатировало 93 троллейбуса,  перепрофилировано в 4-й троллейбусный парк им. Щепетильникова.


4-й троллейбусный парк имени П. М. Щепетильникова. 1991 год.

 1957 год. 24 декабря – На Дмитровском шоссе, на базе недостроенного таксопарка в Дегунино открыт 7-й автобусный парк. В 1963 г. закончена реконструкция первой очереди парка, в 1968 г. введена в эксплуатацию открытая стоянка на 150 мест. В 1978-79 гг. выстроен новый инженерно-технический корпус.
 1961 год. 10 февраля – В Филях на ул. Дениса Давыдова, организован 8-й автобусный парк, который сразу был объединен вместе с рядом расположенный 3-им троллейбусным парком и преобразован в Филевский автобусно-троллейбусный парк.
 1962 год – В Нагатино на 2-м Нагатинском пр. открыт 9-й автобусный парк.
В 1966 г. введена в эксплуатацию открытая стоянка на 250 мест на Нагатинском шоссе.
 1962 год. 26 июля – На Заморинском переулке открылся 6 троллейбусный парк, который начали проектировать еще в 1940 году, но из-за войны строительство было отложено.
 1963 год. 1 января -  Трамвайное депо имени Артамонова, которое с 1 февраля 1958 года эксплуатировало 29 троллейбусов, было перепрофилировано в 5-й троллейбусный парк.
В ноябре 2003 года постановлением правительства Москвы в связи со строительством жилого комплекса «Фьюжн Парк», 5-й троллейбусный парк полностью выведен с территории на Трубецкой ул. на территорию бывшего Краснопресненского трамвайного депо до окончания строительства нового Марьинского троллейбусного парка. Однако территорию Краснопресненского трамвайного парка, троллейбусному парку так и не предоставили, и парк попросту остался без территории. «Парком» стала площадка «Стадион «Лужники» (северная)» и территория 4-го троллейбусного парка, и там же подвижной состав 5-го парка проходил техническое обслуживание. На территорию Пресненского парка, 5-й троллейбусный парк въехал только в 2009 году.

 1964 год. 30 октября – На Нагатинском шоссе открылся 7 троллейбусный парк. В 1962 году  началось строительство грузового парка, но в процессе строительства было решено использовать его и для эксплуатации пассажирских машин и 11 ноября из ворот парка вышли первые пассажирские машины.
 1966 год - В г. Красногорске был открыт филиал 5-го автобусного парка. С 1 января 1972 г. выделен в самостоятельное предприятие - 12-й автобусный парк.
 1968 год. Март – В Коньково на ул. Введенского был открыт новый автобусный парк, куда был полностью переведен 1-й автобусный парк с Дружинниковской улицы, так как на его месте началось строительство нынешнего Белого дома.


1-й автобусный парк. Территория в Коньково.

 1970 год. 1 декабря - В районе Гольяново на ул. Монтажная был открыт 10-й автобусный парк.
 1971 год. 1 июля – На Левобережной ул., в районе Химки-Ховрино открыт 11-й автобусный парк. (наряду с ЛиАЗ-677 в парк поступили и "Икарус-180").
 1974 год. 1 августа - Под левобережной частью эстакады Нагатинского метромоста открыт 13-й автобусный парк. В 1975 г. – рядом с мостом была введена открытая стоянка на 125 мест.


13-й автобусный парк. 1989 год.

 1976 год. 10 июня  - В Очакове открыт 14-й автобусный парк. В 1980 г. на базе парка был создан Олимпийский парк. Каждый парк Москвы был представлен в нем своей колонной.
 1982 год. 15 апреля - На Электролитном проезде открылся 8-й троллейбусный парк.
 1982 год. 25 декабря -  В Тушино на Волоколамском шоссе открыт 15-й автобусный парк.
 1984 год. 27 ноября - В Орехове-Борисове на Каширском шоссе построена первая очередь (288 машин) 16-го автобусного парка. В декабре того же года достроен и сдан административно-бытовой корпус и стоянка автобусов. До этого основные службы предприятия размещались в вагончиках-времянках.
 1991 го. 15 апреля – В Чертанове на ул. Подольских Курсантов, после 8-ми летнего строительства открылась первая очередь (70 машин) 17-го автобусного парка. Постановлением правительства Москвы в 1993 г. достройка парка была приостановлена.
 1996 год. 21 декабря – В районе Ясенево, на Новоясеневском пр-те, открылась первая очередь (30 машин) 18-го автобусного парка. К лету 1998 г. парк был полностью достроен и для обслуживания первых Всемирных юношеских игр он получил статус "Олимпийского".
 2006 год 1 сентября – Открылся Новокосинский троллейбусный парк. Строительство началось в марте 1997 года. На территории парка базируется часть 4-го автобусного парка  и 20-й автобусный парк (Коммерческий автобусный парк).


Новокосинский автобусно-троллейбусный парк.

Фото:
transphoto.ru
uptm.ucoz.ru
energymuseum.ru
fotobus.msk.ru 
forexaw.com
www.russianamerica.com
www.vektaxi.ru
www.liveinternet.ru
arch-heritage.livejournal.com
www.autowp.ru