Арбатско-Покровская линия.
Первое название - Киевская-Первомайская
Название станций | Бывшие названия | Дата открытия |
Щелковская | 22.07.63 | |
Первомайская | 21.10.61 | |
Измайловская | До 1963 г. "Измайловский парк" | 21.10.61 |
Первомайская | 24.09.54 Закрыта 21.10.61 | |
Партизанская | до 1947 г. "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина" до 20 августа 1963 г. "Измайловская" до 3 мая 2005 г. "Измайловский парк" | 18.01.44 |
Семеновская | до 30 ноября 1961 г. "Сталинская»" | 18.01.44 |
Электрозаводская | 15.05.44 | |
Бауманская | 18.01.44 | |
Курская | 13.03.38 | |
Хмельницкая | Планируемая но в 1935 г. исключенная из проекта станция. | |
Площадь Революции | 13.03.38 | |
Арбатская | 05.04.53 | |
Смоленская | 05.04.53 | |
Киевская | 05.04.53 | |
Парк Победы | 06.05.03 | |
Славянский бульвар | 07.09.08 | |
Кунцевская | 31.08.65 ФЛ 07.09.08 АПЛ | |
Молодежная | 05.07.65 | |
Крылатское | 31.12.89 | |
Строгино | 08.01.08 | |
Мякинино | 26.12.09 | |
Волоколамская | 26.12.09 | |
Митино | 26.12.09 | |
Пятницкое шоссе | 28.12.12 |
• Протяженность линии - 45,1 км.
• После строительства депо «Измайлово» в 1950 г. появилась возможность продления линии на за счёт строительства в депо наземной станции «Первомайская», что и было сделано в 1954 г. Станция была закрыта и переоборудована под помещения депо после строительства участка «Измайловская» (ныне «Партизанская») - «Первомайская» в 1961 г.
Вестибюль станции «Первомайская». 1950-е г.г. и 2006 г.
Станция «Электрозаводская» достроена и открыта в 1944г. через 4 месяца после пуска участка Арбатско-Покровской линии.
• На мраморной стене станции «Бауманская» вручную вырезана странная надпись. Она находится около места остановки первого вагона на платформе в сторону «Щёлковской», под последней вентиляционной решёткой, на высоте приблизительно 1,2 метра. Надпись содержит две даты, разделённые чёрточкой. Даты следующие: 14/11/1946 - 15/12/1954. Надпись вырезана в мраморе довольно глубоко. Длина около 8 см, высота около 1,5 см. Происхождение неизвестно. Подробнее см. сайт, посвящённый расследованию происхождения этой надписи.
Надпись на мраморной стене станции «Бауманская».
• Станции
«Покровские ворота», «Хмельницкая» предусматривались на перегоне между станциями «Площадь Революции» и «Курская» первоначальным проектом линии, но в принятом Генеральном плане Москвы 1935 г. не вошли в число объектов ближней перспективы в целях экономии и ускорения строительства линии по срокам.
Станция должна быть расположена в начале ул. Маросейка . Со станции предусмотрены пересадки на станции «Китай-город».
Название «Хмельницкая» является проектным и до сих пор остаётся неизменным ввиду неактуальности вопроса её строительства. Выбрано ещё в советское время по предыдущему названию ул. Маросейка, которая до 1990 г. именовалась ул. Богдана Хмельницкого.
• Первоначально вестибюль станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии был в виде отдельного здания, но при строительстве нового здания Генерального Штаба Министерства Обороны, вестибюль оказался в его атриуме. Старые выходы были замурованы, новый вход был встроен в здание Генштаба со стороны ул. Воздвиженка.
Наземный вестибюль станции «Арбатская» до 1979года. 1960-е годы.
Старый вестибюль станции «Арбатская» во внутреннем пространстве Мин Обороны. 2000-е годы.
• После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» - «Смоленская» в 1941 г. стала очевидной незащищённость этого участка метро. Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому в 1953 г. был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» - «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» («Александровский сад») - «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 г. в составе Филёвской линии. В результате в Москве по две независимых «Арбатских» и «Смоленских»
• Станция «Парк Победы» является станцией самого глубокого заложения в Московском Метрополитене (84 м.)
•
Станция «Славянский бульвар» построена и открыта в 2008 г. через 8 месяцев после пуска участка Арбатско-Покровской линии.
•
Самый длинный перегон в Московском метрополитене - «Крылатское» - «Строгино» (6625 м.)
• Станция «Мякинино» - в данный момент единственная, построенная на манер Западных мультисервисных коммерческих мегацентров полуподземная станция Московского метро, с общей глубиной залегания в 1,5 м. «Мякинино» также является единственной станцией всего метрополитена, расположенной в Московской области.
• Станция «Мякинино» наряду со станциями «Спортивная»,«Студенческая», «Воробьёвы горы» и «Кузнецкий мост», относится к тем станциям, к которым не подходит ни один из маршрутов городского наземного транспорта.
• Станция «Пятницкое шоссе», стала пятой станцией московского метрополитена, с изогнутой платформой. До её открытия, 28 декабря 2012 г. все четыре станции, платформы которых расположены на изгибе, находились на Филёвской линии - это «Выставочная», «Международная», «Александровский сад» и «Кутузовская». На всех остальных станциях московского метрополитена платформы прямые.
Станция
«Пятницкое шоссе».
• С постройкой последнего перегона в 2009 г. Арбатско-Покровская линия стала самой длинной линией Московского метро. До этого титул самой длинной линии носила Серпуховско-Тимирязевская, чья протяжённость на сегодня уступает Арбатско-Покровской лишь на 2,5 км.
Арбатско - Покровская линия
Таганско - Краснопресненская линия
Калининско - Солнцевская линия
Серпуховско - Тимирязевская линия