Среда, 24.04.2024, 09:23 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Московские юбилеи 2012 года.


Ярославский вокзал - 150 лет



Ярославский вокзал. 1924 год

На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов со многими деревянными строениями. Артиллерийский двор располагался на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га. Мимо него пролегала дорога на Красное село и дальше на восток. В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов (взрыв потряс дома всей восточной части Москвы).

В 1862 г. между Красным прудом и Николаевским вокзалом (Ленинградский) был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Сергиев Посад отправился с вокзала 22 июля 1862 года. До 1870 г. поезда ходили лишь до Сергиева Посада.

В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем построено новое здание вокзала в неорусском стиле.

Перрон построен в 1910-х гг. по проекту Л. Н. Кекушева. 20 июня 1929 года от перрона Ярославского вокзала по маршруту Москва — Мытищи отправился первый московский электропоезд. При реконструкции в 1965—1966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.


Политехнический музей - 140 лет



Здание Политехнического музея, на Лубянской площади, открытое в 1907 году.

Музей создан на основе фондов Политехнической выставки открывшейся 12 июня 1872 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при активном участии его членов, профессоров Московского университета Г. Е. Щуровского, А. П. Богданова и др. и приуроченной к празднованию 200-летия со дня рождения Петра I. 

В 1871 году на Лубянской пл. началось строительство здания музея. В 1872 году открытие музея состоялось во временном здании на ул. Пречистенке.

В 1877 году по проекту архитектора И. А. Монигетти была закончена центральная часть здания музея. Южное крыло Политехнического музея с Лубянско-Ильинскими торговыми помещениями возведена по проекту архитектора Н. А. Шохина в 1883 году (строительством руководил архитектор А. Е. Вебер при участии архитектора И. П. Машкова), а в 1896 году закончено правое крыло музея. Северный корпус построен в 1903—1907 годах архитектором В. И. Ерамишанцевым совместно с В. В. Воейковым. Всего же строительство здания продолжалось 30 лет.

Сегодня Политехнический музей — крупнейший технический музей России, хранит свыше 190 тыс. музейных предметов, около 150 музейных коллекций по различным областям техники и научных знаний.


Савеловский вокзал - 110 лет



Савеловский вокзал. 1910 год.

Инициатором строительства Савёловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги.

В 1897 году общество получило разрешение императора и приступило к изысканиям, а затем и к прокладке новой железной дороги от Москвы до села Савёлово длиной 130 км. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.

Сам вокзал из-за различных проволочек строили долго (1897—1902 гг.). Руководил работами и, предположительно, был автором проекта А. С. Сумароков. Место было выбрано за пределами Москвы, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока (однако в 1900 году Московская городская дума, понимая, какие перспективы возникли у данного района, изменила границы Москвы и Московского уезда, включив вокзал в состав города). Туда уже завезли строительные материалы, однако часть дороги предложила купить Виндаво-Рыбинская железная дорога, настаивавшая на расположении вокзала в другом месте. Сделка так и не состоялась, летом 1900 года, когда Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, строительство вокзала было возобновлено. 10 (23) марта 1902 работы завершились, и состоялось торжественное открытие и освящение. Изначально вокзал назывался Бутырским (от Бутырской заставы).

Здание было одноэтажным, двухэтажным лишь в центре, где размещались служебные квартиры. В отдалении располагались казармы и грузовой двор.

В 1987 году под руководством Я. В. Шамрая  началась капитальная реконструкция вокзала. Открытие обновленного вокзала состоялось 1 сентября 1992 года. В результате вокзал стал двухэтажным, увеличил внутреннюю площадь в 2,5 раза, но не потерял стилевых особенностей.


Театр зверей имени Дурова - 100 лет



Уголок Дурова. 1950-е годы.

Театр основан 8 января 1912 года Владимиром Леонидовичем Дуровым, основателем знаменитой династии, потомки которого и сейчас работают в театре. Сам Владимир Дуров был известным цирковым артистом, клоуном, дрессировщиком, писателем.

Здание, в котором театр размещается с момента своего основания, построил в 1894 году архитектор Август Вебер. В 1911—1912 годах здание было перестроено архитектором Н. Д. Поликарповым. Парадную лестницу Дуров украсил фигурами доисторических животных, вылепленных собственноручно.


Памятник М.Д. Скобелеву - 100 лет (простоял 6 лет)



Памятник Скобелеву. 1912-18 годы.

Памятник Скобелеву был поставлен на народные средства в Москве, на Тверской площади, в 1912 году. Автором памятника был скульптор-самоучка подполковник П. А. Самонов. Генерал был изображен верхом на коне, с поднятой саблей. По бокам от основной композиции, на двух более низких платформах пьедестала располагались бронзовые фигуры воинов, образующие батальные сцены. По имени военачальника площадь переименовали в Скобелевскую.

В 1918 году, после принятия ленинского декрета о монументальной пропаганде, памятник был демонтирован, и на его месте вскоре был воздвигнут обелиск Конституции со статуей Свободы (работы скульптора Н. А. Андреева). Этот памятник долгое время присутствовал на гербе Москвы. Площадь получила название «Советская».

 В мае 1941 года, перед самой войной, обелиск было решено снести. Сохранившаяся до наших  дней голова статуи Свободы, хранится в Третьяковской галерее. Во время празднования 800-летия Москвы на том же месте заложили камень с обязательством по установке памятника Юрию Долгорукому. В 1954 году на площади был установлен памятник основателю Москвы, князю Юрию Долгорукому, работы группы скульпторов во главе с С.М. Орловым.

В 1993 году площади вернули название «Тверская».


Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина - 100 лет



Пушкинский музей перед открытием 31 мая 1912 года.

В качестве инициатора создания музея в 1893 году выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911—1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.

Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Большую часть денег на строительство музея пожертвовал русский меценат Ю.С. Нечаев-Мальцов.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года.

В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 г. началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 г.

В период 1949—1953 экспозиционная деятельность ГМИИ была свёрнута; помещения музея были отданы под «Выставку подарков И. В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.


Шуховская башня - 90 лет



Шуховская башня. 1922 год.

Шуховская башня (Шаболовская) — уникальная гиперболоидная конструкция, выполненная в виде несущей стальной сетчатой оболочки. Расположена в Москве на улице Шаболовка. Построена в 1920—1922 годах. Памятник архитектуры. Автор проекта и руководитель строительства радиобашни — великий русский инженер, архитектор, и учёный, академик Владимир Григорьевич Шухов (1853—1939). Башня получила признание как одно из самых красивых и выдающихся достижений инженерной мысли в мире.

Первый проект башни на Шаболовке был разработан В. Г. Шуховым в 1919 году с расчётной высотой 350 метров. Из-за дефицита металла во время гражданской войны проектная разработка была реализована по второму проекту в виде конструкции высотой 148,3 метра. 14 марта 1920 года началось строительство радиобашни на Шаболовке. Работа по возведению конструкции неоднократно прерывалась из-за отсутствия материалов. В начале марта 1922 года монтаж несущих конструкций был завершен. 19 марта 1922 года началась трансляция радиопередач с уникальной антенной башни.

Сооружение удивительно красивой и самой большой в России на то время башни вызвало всеобщий восторг. Образ конструкции Шуховской башни в виде уходящих в высоту секций-гиперболоидов вдохновил А. Н. Толстого на создание фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина».

С установкой двух траверз и флагштока высота Шуховской башни достигла 160 метров.

Шуховская башня объявлена памятником архитектуры и инженерной мысли, охраняется государством


Москва стала столицей СССР - 90 лет



Герб СССР на здании МИД.

С тех пор как Москва стала центром Великого княжества Московского, а во второй половине XV века – столицей единого Российского государства, на ее столичные функции никто не покушался. По Величайшему указанию Петра I от 19 мая 1712 года российская столица была переведена из древней Москвы в Петербург.

В 1918 году спустя 206 лет Москве вернулся столичный статус. 12 мая 1918 года решением Советского правительства Москва стала столицей РСФСР, а с 12 декабря 1922 года с образованием СССР, Москва, оставаясь столицей РСФСР, стала столицей Советского Союза.


Памятник Н. В. Гоголю на Гоголевском бульваре - 60 лет



Торжественное открытие первого памятника Н. В. Гоголю, состоялось 26 апреля 1909 года на Пречистенском бульваре и было приурочено к столетию со дня рождения писателя. В 1924 году, в период празднований 115-летия великого русского писателя Н. В. Гоголя, Пречистенский бульвар был переименован в Гоголевский.

На своём первоначальном месте памятник простоял 42 года. В 1951 году его перенесли на территорию Донского монастыря, а в 1959-м памятник вновь переместили: теперь во двор бывшей усадьбы графа А. П. Толстого на Никитском бульваре. В этом доме Н. В. Гоголь провёл последние четыре года жизни.

Конкурс на создания второго в Москве памятника Н. В. Гоголю состоялся в конце 1940-х — начале 1950-х годов с целью его установить к столетию со дня смерти Н. В. Гоголя; эту дату планировалось широко отметить в 1952 году. В конкурсах участвовали многие талантливые и именитые скульпторы того времени: С. Д. Меркуров, М. Г. Манизер, Г. И. Мотовилов, Е. В. Вучетич и другие. Победителем стал Н. В. Томский.

Победа Николая Томского в конкурсе не была случайной. В 1951 году он исполнил мраморный бюст Н. В. Гоголя (ныне — в Третьяковской галерее), за который годом позже был удостоен Сталинской премии (пятой по счёту в карьере скульптора). Увеличенная копия этого бюста (также в мраморе) была установлена на могиле Гоголя; тот же бюст послужил отправной точкой для создания проекта бронзового памятника писателю в полный рост.

2 марта 1952 года на Гоголевском бульваре, состоялось торжественное открытие нового памятника. Образ писателя был представлен в новой интерпретации: полным сил, стоящим во весь рост на высоком постаменте, улыбающимся и излучающим оптимизм. Первые годы памятник подвергался критике. Однако в 1960-е — 1970-е годы отношение к памятнику поменялось.

Вскоре после открытия памятника его копия была установлена в вестибюле московской школы № 59 (бывш. Медведниковской гимназии). Ученики этой школы выиграли Всесоюзный конкурс творческих работ, посвященных творчеству Гоголя, за что учебному заведению 9 февраля 1952 года было присвоено имя писателя.


Первые турникеты в Московском метро - 60 лет



В 1952 году на станции "Красные ворота" был установлен первый в истории метро турникет, (не считая экспериментального образца 1935 года, установленного на станции «Библиотека имени Ленина») а 28 июля 1959 здесь же был впервые опробован турникет, основанный на принципе свободного прохода.


Здание МИД - 60 лет




Первоначальный вариант здания, без шпиля.

Здание Министерства Иностранных Дел — одно из семи зданий, входящих в перечень сталинских высоток. Было построено в 1952 году по проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и А. Б. Минкуса и конструкторов С. Д. Гомберга и Г. М. Лимановского.

Общая площадь помещений 65 000 кв.м. В 27 этажном здании около 2 000 рабочих и обслуживающих помещений. Всего в здании на момент сооружения было установлено 28 лифтов, в том числе 18 скоростных.

Характерной особенностью высотки является огромный герб СССР на её фасаде. Герб, смонтированный из железобетона, расположен на высоте 114 м и занимает площадь в 144 кв. м.

Первоначальный проект здания не имел шпиля, но впоследствии план был доработан. Причина изменений точно неизвестна, но, согласно распространённой легенде, речь идет о личном указании Сталина. Расчёты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружён из листовой стали и окрашен охрой.

Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.


Жилой дом на Котельнической набережной - 60 лет



Дом  на Котельнической набережной  построен в 1952 году (архитекторы Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман). К дому примыкает  9-этажный жилой корпус, выходящий на Москву-реку, спроектированный теми же авторами и построенный в 1940-м году.

Центральный объём насчитывает 26 этажей (32 вместе с техническими этажами) и имеет высоту 176 м. В высотке расположены 540 квартир, из них 336 двухкомнатных, 173 трёхкомнатных, 18 четырёхкомнатных и 13 однокомнатных квартир.  Всего в здании находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион» ( кинотеатр Госфильмофонда), музей-квартира народной артистки СССР, выдающейся русской балерины Г. С. Улановой.


Дворец пионеров на Ленинских горах - 50 лет



Открытие нового здания городского Дворца пионеров и школьников основанного в 1936 году, состоялось 1 июня 1962 года по проекту архитектора И.А. Покровского победившему на конкурсе, проходившем в 1958 г. Проект дворца получил Государственную премию РСФСР в 1967 году.


Музей-панорама «Бородинская битва» - 50 лет



Музей-панорама Бородинская битва. 1962 год.

Музей-панорама «Бородинская битва» открыт в 1962 году, на территории бывшей деревни Фили.

Основу мемориального комплекса составляет изба совета в Филях, восстановленная после пожара в 1887 году, и сама панорама Бородинской битвы, завершенная Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году.

К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Российской империи Николая II, художник Франц Рубо написал панораму «Бородинская битва». Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова и консультанта Б. М. Колюбакина. Первоначально панорама была открыта в 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах. В 1918 году панорама была демонтирована и, после длительной реставрации, вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте.


МКАД - 50 лет



МКАД. 1967 год.

Проектирование объездной дороги началось в 1937 году, в 1940 году специалисты института «Союздорпроект» завершили составление проектного задания на строительство МКАД, но начать строительство помешала Великая Отечественная война. В то же время в июле 1941 года Государственным комитетом обороны было принято решение построить дорогу по упрощённому проекту, предполагавшему строительство 30 км новых дорог и реконструкцию около 100 км старых. Объездную грунтовую дорогу построили в очень короткие сроки, по разным данным от 1 до 3 месяцев.  Построенная в авральном режиме дорога использовалась как рокадная для переброски войск и военной техники и способствовала успешному проведению контрнаступательной операции и разгрому фашистов под Москвой.

Реконструкция дороги началась в конце 1956 года около Ярославского шоссе. Первый участок длиной 48 км от Ярославского до Симферопольского шоссе был открыт для движения 22 ноября 1960 года. Движение по всему кольцу открыто 5 ноября 1962 года. Именно эту дату принято считать датой основания Московской Кольцевой Автомобильной Дороги. Кольцо представляло собой 2 проезжие части (по две полосы в каждую сторону) 7-метровой ширины, разделённые 4-метровой разделительной полосой. На трассе пересекающей 30 шоссейных и 11 железных дорог было построено два моста через реку Москву


Новое здание Курского вокзала - 40 лет



Курский вокзал 1981 год

Первоначально вокзал (в то время называвшийся Нижегородским) был построен у Большого Никольского переулка (ныне Путейский тупик). Фотографии здания первого вокзала не cохранились, но, судя по документам, оно было небольшим деревянным. Место для него выбирал лично тогдашний министр путей сообщения П.П. Мельников, который много внимания уделял проблемам Курской железной дороги.

 В последующие годы рассматривались варианты продолжения железнодорожной линии вглубь города с постройкой нового вокзала в более удобном месте, но у частных владельцев на это не хватало средств. Осуществлено это было лишь после выкупа железнодорожных линий государством. В 1894 году была организована «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога», а в 1896 году было возведено новое здание вокзала.

В 1972 году к переднему фасаду здания, возведенному в 1896 году, было пристроено новое здание Курского вокзала при сохранении старых внутренних помещений  (архитектор Волошинов). В новом здании вокзала могут одновременно разместиться 11 тыс. человек


Театр "Сатирион" в Москве - 30 лет


Театр основан в 1939 году в Ленинграде Аркадием Райкиным как Ленинградский театр миниатюр.

В 1981 году в театр пришел Константин Райкин. В 1982 году театр переезжает в Москву.

В 1983 году было принято постановление о передачи здания кинотеатра «Таджикистан» театру Райкина, после чего началась реконструкция, переоборудование кинотеатра под театр. По требованию населения района в 1984 году началось строительство кинотеатра «Гавана», которое было закончено в 1986 году, раньше, чем открылся театр Райкина, реконструкция которого растянулась на целых четыре года. В годы реконструкции здания театра спектакли шли в различных московских концертных залах. (ГЦКЗ «Россия» и др.).

1992 г. — Театр переименовывается в Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.


Фото: www.philatelist.ru, moya-moskva.livejournal.com, chron.eduhmao.ru, ru.wikipedia.org, retromoscow.livejournal.com, ru-metro.livejournal.com, magazines.russ.ru, multyprint.ru

Информация: ru.wikipedia.org, www.kulichki.com, www.arts-museum.ru