Суббота, 27.04.2024, 00:53 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Московские юбилеи 2013 года


Улица Арбат - 520 лет


Первое упоминание об Арбате встречается в 1493 году, когда возник пожар в церкви Николая на Песках, а затем пожаром была уничтожена большая часть Москвы. Тогда говорили «От копеечной свечи вся Москва сгорела». В основном на Арбате жили ремесленники. От их профессий и пошли названия переулков: Плотников и Денежный переулки, Серебряный переулок и другие. В 17 веке улица становится торговой. Позже ремесленники и купцы были вытеснены дворянами. Арбат стал любимым местом проживания врачей и литераторов, композиторов и ученых.  В конце 19 века здесь строятся доходные дома, магазины и рестораны. Начала работать конка, а затем и электрический трамвай.

В 1986 году Арбат стал пешеходной улицей.

К настоящему времени улица стала одним из популярных мест среди москвичей и гостей столицы.


Верстовой столб "От Москвы две версты"  - 230 лет


В 1783 г. здесь проходил Камер-Коллежский земляной вал - граница города того времени. От Рогожской заставы вала сохранился каменный верстовой столб. В прежние времена от Рогожской заставы пролегали три дороги: знаменитая Владимирка (теперь - шоссе Энтузиастов), проходившая через село Рогожки (ныне - Ногинск) во Владимир, Носовиха, проходившая через Перово и Носовиху в Павловский Посад и Коломенка - через Люберцы и Бронницы до Коломны и дальше на Рязань.


Верстовой столб на месте "Кутузовской избы" - 130 лет



"Кутузовска изба" - обычная крестьянская изба, принадлежавшая когда-то крестьянину деревни Фили Андрею Севостьяновичу Фролову и находившаяся в четырех верстах от Дорогомиловской заставы. 1 сентября 1812 года именно в ней, неподалеку от линии фронта, главнокомандующим М.И.Кутузовым был созван Военный совет, решивший судьбу Москвы и страны.

Семья Андрея Фролова, а затем его сына Ивана жила здесь вплоть до 1850-х гг. В избе сохранялись иконы, стол, лавки, помнившие Военный Совет 1812-го года, скамья, на которой сидел М.И.Кутузов. В 1850 г. по распоряжению Э.Д.Нарышкина, владевшего здешними землями, изба была отремонтирована. По мере нарастания потока посетителей изба приобрела функции неофициального мемориального музея. Интерьер левой комнаты избы-шестистенки включал в себя, помимо сохранившихся вещей, портреты участников Военного совета, военные карты и книги о войне 1812-го года. В правой комнате жил отставной солдат-инвалид, выполнявший обязанности смотрителя. Однако в 1867 году Э.Д.Нарышкин пожертвовал избу с участком городу и лишил солдата содержания. Городские же власти о смотрителях не побеспокоились. Покинутую избу заколотили, а в 1868 г. произошел роковой пожар, полностью уничтоживший избу. Прибежавшие крестьяне успели вынести иконы и скамью, на которой сидел М.И.Кутузов. Однако посещение пепелища и окрестностей как памятного места войны продолжалось. Перед созданной в 1870 г. Городской Думой вскоре стал вопрос об увековечении исторического места. Было предложено несколько вариантов, среди которых, возобновить избу в первоначальном виде, и построить при ней часовню. Поставить простой гранитный памятник в виде столба или глыбы с мемориальной надписью. Специально созданная комиссия отвергла первое предложение, признав большинством голосов, что памятники не представляющие художественной ценности, конечно тоже должны быть оберегаемы, но в случае утраты заменять их новоделом не стоит.

Девятого октября 1883-го года начальник штаба 1-й Гренадерской дивизии уведомил Думу о том, что офицеры Гренадерского корпуса, участвовавшие в полевой поездке в районе деревни Фили, узнали, что месту Кутузовской избы грозит полное исчезновение, и решили принять срочные меры к увековечению оного места простыми средствами, не исключая в будущем более существенной мемориальной акции. Офицеры перенесли с близлежащей Смоленской дороги старый верстовой столб с сохранившейся на нем датой изготовления "1783” (т.е. ровно сто лет спустя) и установили возле несуществующей избы. На кубическом основании этого обелиска прикрепили две мемориальные доски с текстами. Надпись на лицевой стороне гласит:На этом месте находилась изба, принадлежавшая крестьянину деревни Филей Фролову, где 1-го сентября 1812 г. был созван военный Совет под председательством фельдмаршала князя М.И.Кутузова, решивший участь Москвы и спасение России. Изба сгорела в 1868 г. Офицеры Гренадерского корпуса, бывшие на полевой военной поездке в 1883 г. в окрестностях Москвы и проникнутые чувством благоговения к историческому месту, возымели желание увековечить это место камнем и обнести оградою, что и исполнено заботами и усердием чинов Гренадерского корпуса 8 ноября 1883 г.”. А на оборотной: "На Совете фельдмаршал высказал: с потерею Москвы еще не потеряна Россия. Первою обязанностью поставляю сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к нам на подкрепление. Самым уступлением Москвы приготовим мы гибель неприятелю. Из Москвы я намерен идти по Рязанской дороге. Знаю, что ответственность падет на меня, но жертвую собою для блага отечества”. 
Идея памятника думцам очень понравилась, так как импровизированный верстовой столб-обелиск являлся одновременно и памятным знаком и мамориальным атрибутом эпохи, поскольку был свидетелем отступления русской армии по Смоленской дороге в 1812 году. При этом памятник как нельзя лучше соответствовал конкурсным требованиям, в отличие от затейливых профессиональных проектов, и не требовал никаких расходов. Дума приняла памятник, поблагодарив военных, но вопрос о возрождении из пепла самой избы, оказалось, был снят с повестки дня преждевременно.

В 1886 году Общество хоругвеносцев храма Христа Спасителя вошло в Думу на предмет разрешения строительства новой избы на средства, собираемые Обществом. Поставленный военными обелиск при этом сохранялся, а на счет Общества предлагалось привлечь вновь инвалидов-смотрителей. Дума не возражала, и в 1887 году была отстроена новая изба по проекту архитектора Н.Р.Струкова. Она не стала копией старой, уступая той по размерам, но превосходя капитальностью, что и требовалось для музея.

"Кутузовской избе"  суждено было стать центром формирования мемориального комплекса Отечественной войны 1812 года в г. Москве.


Освящение Храма Христа спасителя - 130 лет 



В 1831 году, после не удачной попытки строительства храма в на Воробьевых горах (1817-1825 гг.),  Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века, был переведён в Красное село. (1883 г.)

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. На закладке присутствовали митрополит Филарет, император Николай I, великие князья Александр Николаевич и Михаил Павлович. В камень для закладки, который был перевезён с места прежней закладки на Воробьёвых горах, была положена крестообразная позолоченная доска, на которой были высечены имена председателя и членов строительной комиссии и архитектора. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский. Строительством Храма руководил ученик К. А. Тона, архитектор И. С. Каминский. Значительный вклад в оформление интерьеров Храма внёс архитектор В. А. Коссов. К 1881 году были окончены работы по устройству набережной, площади вокруг Храма, и установлены наружные фонари.

26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того, а также императрицы, наследника, великой княжны Ксении Александровны. Освящение храма сопровождалось торжественным шествием из Храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей, праздничным салютом. Вслед за освящением в храме была проведена первая литургия.

Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма — Рождество Христово — до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.


Исторический музей - 130 лет. 



Государственный исторический музей – крупнейший национальный музей России.  Музей основан указом императора Александра II 21 февраля 1872 года, по ходатайству организаторов Политехнической выставки 1872 года.

 Через год были утверждены «Общие основания музея», в которых основной целью музея определялось – «служить наглядной историей», для чего «будут собираться все памятники знаменательных событий истории Русского государства».

Московская городская дума в апреле 1874 года выделила для постройки музея землю на Красной площади Москвы, на которой ранее находилось здание земского приказа (XVII век). По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В. О. Шервуда и инженера А. А. Семёнова. Строительство здания музея, которое является сейчас историко-архитектурным памятником, продолжалось в течение 1875—1881 годов. Интерьеры Суздальского зала музея оформлены в 1890-е годы по проекту архитектора П. С. Бойцова. Оборудование и отделка читального зала музея произведены в 1911—1912 годах по проекту архитектора И. Е. Бондаренко

 В мае 1881 года музей получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей, и был передан в ведение Министерства народного просвещения, в связи с чем приобрел статус правительственного учреждения.

 Первая экспозиция музея открылась 27 мая 1883 года. Музей стал именоваться Императорским российским историческим музеем имени императора Александра III. С 1921 года титульное название музея – Государственный исторический музей. По новому Уставу основой всех направлений деятельности музея стала научно-исследовательская работа.

 Историю и культуру Отечества с древнейших времен представляют 4,5 млн. предметов и 12 млн. листов документов. В собрании музея представлены археологические находки, рукописи, древние иконы, оружие, научные приборы, ювелирные украшения, произведения искусства и многое другое. Коллекция изобразительного искусства насчитывает около 500 тысяч экспонатов, включает в себя портреты, пейзажи, акварели, рисунки, литографию…

 А с 1994 года музей определен как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, за ним закреплена роль головного научно-методического центра для исторических и краеведческих музеев России. В 2008 году коллективу музея присуждена медаль «Символ Науки».


Дом экономического общества офицеров (ЦВУМ, Военторг) - 100 лет.



В первой половине XVIII века на месте Военторга, располагались два владения. Одно из них принадлежало Ивану Матюшкину, который позже выкупил соседский участок и стал хозяином усадьбы, соединившей оба двора. В 1765 году усадьбу приобрел князь Голицын. Чудесным образом строение не пострадало в пожаре 1812 года.

В середине XIX века владение выкупил золотопромышленник Иван Базилевский, который сдавал его в аренду жильцам. Позже,  для этих целей  выстроили отдельное здание, а в главном доме был открыт литературно-художественный кружок.

В 1910 году Экономическое общество офицеров Московского военного округа объявило конкурс на проект застройки перешедшей к нему территории усадьбы большим торговым зданием и доходными домами. В конкурсе одержал победу архитектор С. Б. Залесский, проект которого был отмечен специальной архитектурной премией Московской городской думы. В создании проекта также принимали участие инженеры Маршак и Финкельштейн. Здание было возведено  в 1912—1913 годах.

На нижних трёх этажах построенного здания разместились лавки и магазины, на четвёртом этаже — конторские помещения, на пятом — швейные, портняжные и обувные мастерские, подвал и мансарды были отданы под склады товаров. Проект также предусматривал столовые для рабочих и служащих торгового здания.

За свою историю Центральный военный универсальный магазин (ЦВУМ) не менял своего назначения, всегда оставаясь главным военным универмагом страны. В 1994 году после приватизации «Центральный военный универсальный магазин» был закрыт, по официальной версии - в связи с нерентабельностью.

С 1995 года Военторг сменил множество владельцев

Разборка Военторга и окружающих его зданий была начата в августе и завершена к началу октября 2003 года, несмотря на протесты общественности. При сносе были разрушены сводчатые палаты начала XVIII века, а также ампирный флигель 1828 года.


Мосовский троллейбус -  80 лет. 



В Москве мысль о постройке троллейбусной линии впервые была высказана в 1924 г., но к ее реализации приступили лишь 9 лет спустя. В 1932 г., глядя на опыт эксплуатации троллейбусов в Англии и Германии, задумали проложить первые линии от Дорогомилова (ныне район станции метро "Кутузовская") до села Сетунь (Кунцево), по Волоколамскому шоссе до поселка Губайлово (ныне район в  г. Красногорск) и по Хорошевскому шоссе до Хорошева. Инициатором введения троллейбусного сообщения стал Лазарь Каганович. Но в 1933 г. окончательно было решено строить линию по Ленинградскому шоссе, от Тверской заставы (Белорусского вокзала) до села Всехсвятского (ныне район станции метро Сокол).

Для первой линии Наркомтяжпром поручил отечественным заводам в декабре 1932 г. проектирование и строительство двух первых опытных советских троллейбусов. Летом 1933 г. на Ярославском автозаводе по проекту, разработанному в НИИ автотракторной промышленности, начался выпуск шасси (на базе автобуса Я-6). На автозавод им. Сталина (ЗИС,  АМО-ЗИЛ), были изготовлены кузова, а на заводе «Динамо», на  троллейбусы, которые получили индекс "ЛК" (Лазарь Каганович), установили электрооборудование .

Первый советский троллейбус имел деревянный каркас с металлической обшивкой, кузов длиной 9 м, шириной 2,3 м и весом 8,5 т. Он мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 мест для сидения (кресла были мягкие), зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа; под сиденьями установили электропечки. Двери открывались вручную: передние - водителем, задние - кондуктором. На лобовой части кузова прикрепили блестящие металлические щиты с надписью "От рабочих, ИТР и служащих Госавтозавода им. Сталина, завода "Динамо", Ярославского автозавода, НАТИ". В октябре 1933 г. вдоль Ленинградского шоссе от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе смонтировали однопутную троллейбусную линию (двухпутный участок пролегал только от заставы до стадиона "Динамо" им. Томского) длиной 7,5 км. В селе Всехсвятское построили небольшой гараж с мастерскими на четыре места, который административно являлся частью Щепетильниковского трамвайного депо. Подготовили первую группу водителей троллейбусов. 4 ноября 1933 г. обе машины отбуксировали с завода "Динамо" в гараж. Вечером этого же дня одна из них стала обкатываться на линии, но, по возвращении в депо, пол гаража не выдержал, проломился под тяжестью машины, и троллейбус, провалившись в яму, сломался (официально он находился на "испытаниях"). Поэтому к торжественному открытию первой советской троллейбусной линии была готова лишь машина N 2.

5 ноября на испытаниях этого троллейбуса присутствовал секретарь МК ВКП(б) Н. Хрущев, а 6 ноября по линии состоялась официальная поездка приемочной комиссии в составе председателя Моссовета Н. Булганина, инженеров, техников и рабочих, строивших троллейбусы. С 7 по 15 ноября водители проходили практику вождения на единственной машине. Регулярное движение единственного троллейбуса началось в 11 часов утра 15 ноября 1933 г. На следующий день определили время его работы - с 7 часов утра до 24 часов. Средняя скорость движения составляла 36 км/ч, всю линию машина преодолевала за 30 минут. Так была открыта первая в Москве и в СССР троллейбусная линия.

Сегодня троллейбусная сеть Москвы является крупнейшая троллейбусной сетью в мире и шестой из самых старых из ныне действующих сетей мира. Общая протяжённость линий — более 600 км, 8 парков, более 1680 пассажирских троллейбусов.


Главное здание МГУ -  60 лет



По предложению И. В. Сталина в январе 1947 года Совет министров СССР принял решение о строительстве в Москве восьми высотных зданий, одним из которых стал главный корпус МГУ на Ленинских (ныне Воробьёвых) горах.

В следующем 1948 году были приняты еще три постановления СМ СССР за подписью Сталина И. В. и Чадаева Я. Е., касающихся строительства Главного Здания МГУ:

Проект разработан группой архитекторов под руководством Льва Руднева. В проекте использованы элементы непостроенного Дворца советов. На момент строительства это было самое высокое здание в Европе.

Земляные работы начались в 1948 году, церемония заложения первого камня состоялась 12 апреля 1949 года. 6 марта 1951 года Сталин лично визирует архитектурно-планировочное задание на строительство дорог и озеленение территорий, прилегающих к будущему зданию МГУ. Курирует строительство университета Л.П. Берия. На строительство перебрасываются военно-строительные части с объектов атомной промышленности. Три крупнейших здания факультетов — физфак, химфак и биофак — строятся организацией лагерного типа МВД СССР — СУ 560. В строительстве был использован труд нескольких тысяч заключённых. На 22 этаже главного здания МГУ для отделочных работ был организован отдельный лагерный пункт на 700 заключённых. Технический проект и генеральную смету на строительство комплекса МГУ утверждает сам Сталин. Сталин также утверждает этажность и высоту шпиля.

1 сентября 1953 года в корпусе начались учебные занятия.


Гребной канал в Крылатском - 40 лет.



Гребной канал построен в 1972—1973 году по проекту архитектора Кузьмина и инженера Васильева к чемпионату Европы по академической гребле 1973 года. Он сразу же завоевал признание в спортивном мире. Протяженность канала - 2300 метров, ширина - 125 метров. . Кроме основной трассы, предназначенной для соревнований, московский Гребной канал имеет и возвратную (редкая деталь для подобных сооружений). По ней можно, не мешая участникам гонок, идти к стартовому плоту, разминаться или тренироваться.

В 1979 году, в рамках подготовки к проведению летней Олимпиады, основные сооружения этого спортивного объекта были капитально отремонтированы и оснащены лучшим для того времени оборудованием, что позволило «Крылатскому» еще на протяжении 15 лет считаться лучшим гребным каналом в Европе и мире.

Весной 2012 года перед возвращением в Крылатское "большого спорта" гребной канал подвергся масштабной реконструкции.

В июне 2012 г. сдесь прошол этап Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ В 2014 г. пройдет Чемпионата мира по гребле на байдарках и каноэ. 


Памятник М. И. Кутузову - 40 лет.


Идея создания памятника родилась в 1945 году, в год 200-летнего юбилея Кутузова. Скульптура, предложенная Н.В. Томским, произвела столь сильное впечатление на руководство, что эту работу поручили именно ему. Более 25 лет понадобилось мастеру на создание монумента, торжественное открытие памятника состоялось в июле 1973 года рядом со зданием музеея-панорамы «Бородинская битва».

Скульптурная композиция включает в себя большое количество фигур: полководец верхом на коне, солдаты, офицеры и другие участники боевых действий против французов.

На лицевой части постамента расположена надпись: "Михаилу Илларионовичу Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 г".

Статуя Кутузова представляет собой образ полководца перед боем, на ней запечатлены: решимость, спокойствие, пронзительность взгляда, оценивающего боевую обстановку и расположение войск. Кутузов изображен в парадном мундире со всеми полководческими регалиями.

Ниже главной скульптуры невысокие постаменты: с одной стороны находятся офицеры, с другой простые солдаты, с третьей – народные ополченцы, которые также участвовали в боевых действиях. Примечательно, что импозантные офицеры не выглядят встревоженными, скорее наоборот, кажется, что они не на войне, а на балу. Солдаты же наоборот - полны решимости вступить в бой: развивающееся знамя, барабанная дробь, широкий шаг.

Монумент гармоничен, прекрасно смотрится со всех сторон. Каждая из статуй имеет высокий уровень исполнения, просматриваются не только черты лица, но также характеры и мысли каждого участника скульптурной композиции.

При всей своей "историчности", памятник очень удачно композиционно и стилистически связан с современным стеклобетонным зданием "Бородинской панорамы" при помощи высокого ступенчатого постамента со специальными уступами для установки скульптур.

Фотографии памятника  М. И. Кутузову


Бутовская линия лёгкого метро - 10 лет



Двенадцатая линия Московского метрополитена и первая линия лёгкого метро в России. Фактически является продолжением Серпуховско-Тимирязевской линии, однако формально самостоятельная линия.  Бутовская линия была открыта 27 декабря 2003 года. Состоит из 5 станций. На 2/3 проходит на эстакаде над землёй. Эксплуатационная длина — 5,2 километра.


Фото: realty.lenta.ru, img-fotki.yandex.ru, qrok.net, www.golubickaya.ru, transphoto.ru, centertrassa.ru, esosedi.ru

Информация: www.calend.ru, www.intomoscow.ru, ru.wikipedia.org, www.msk-guide.ru