Среда, 21.11.2018, 15:29 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Московские юбилеи 2018 года.


Памятник Минину и Пожарскому - 200 лет.


Памятник Минину и Пожарскому — скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом, Расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве, поставленный не в честь государя, а в честь народных героев.
Посвящён нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 г.
С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 г. члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина. Памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение.
В ноябре 1808 г. скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника. Был издан императорский указ о начале сбора средств. 1 января 1809 г. была объявлена всенародная подписка, и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам».
Значение памятника было настолько велико, что было решено установить памятник в Москве в центре Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.
Работы по созданию памятника были начаты в конце 1812 г. В начале 1813 г. модель была открыта для публики. Работа была высоко оценена Императрицей Марией Федоровной и членами Академии Художеств.
Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он неизмеримо возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы. Периодическая печать не только помещала заметки о ходе работ над памятником, но посвящала ему отдельные большие статьи, в том числе и о технологиях, применяемых при его изготовлении.
Отливка памятника была поручена Василию Екимову.  — литейному мастеру Академии Художеств. Отливка была выполнена 5 августа 1816 г. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди. Медь плавилась 10 часов. Отлитие столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые в европейской истории.
Для пьедестала памятника было решено использовать гранит. Огромные камни были доставлены в Санкт-Петербург с берегов Финляндии, являвшейся частью Российской Империи. Пьедестал, состоящий из трех цельных кусков, был изготовлен каменотесом Сухановым.
Доставку памятника было решено осуществлять по воде. 21 мая 1817 г. памятник был отправлен из Санкт-Петербурга в Москву со специальным визитом в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время, и за участие в создании памятника. Доставка завершилась 6 сентября. Было решено, что лучшим местом для установки памятника является Красная площадь, напротив входа в Верхние торговые ряды (ГУМ). До февраля 1818 г. шли работы по установке, и наконец 4 марта (20 февраля) 1818 г. состоялось торжественное открытие памятника, сопровождавшееся парадом и исполнением оратории Степена Дегтярёва «Минин и Пожарский».
В 1931 г. памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного где он и стоит по сей день.

Московский Художественный театр - 120 лет.



Началом истории Художественного театра считается встреча в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 г. театрального деятеля, актёра и режиссёра Константина Сергеевича Станиславского и опытного педагога и драматурга Владимира Ивановича Немировича-Данченко. В ходе этой встречи была сформулирована программа нового театра.
«Мы протестовали, — писал К. С. Станиславский, — и против старой манеры игры… и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров».
Во главе Художественно-общедоступного театра стали В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский. Основу труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, (в том числе И. М. Москвин, О. Л. Книппер, М. Г. Савицкая, В. Э. Мейерхольд), и участники любительских спектаклей, поставленных К. С. Станиславским в «Обществе любителей искусства и литературы» (актрисы М. Ф. Андреева, М. П. Лилина, М. А. Самарова, актёры В. В. Лужский, А. Р. Артемьев, Г. С. Бурджалов и др.).
Московский Художественно-общедоступный театр открылся 14 (26) октября 1898 г. первой на московской сцене постановкой трагедии Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Заглавную роль в спектакле сыграл Иван Москвин.
17 декабря 1898 г. состоялась легендарная премьера чеховской «Чайки».
Первые четыре сезона театр давал спектакли в арендованном театре Я. В. Щукина «Эрмитаж», сада «Эрмитаж» в Каретном Ряду. Уже к третьему сезону стало ясно, что театру необходимо совершенно иное здание.
Вопреки театральной практике того времени, в МХТ к каждой премьере создавали новые декорации. Оформление, которое уже не помещалось в театре, круглый год хранилось в сараях сада «Эрмитаж», где подвергалось быстрой порче.
Средств на строительство не было. Условия работы МХТ значительно отличались от императорских театров, которые не платили аренду и получали дотации от государства. Судьба МХТ полностью зависела от возможностей меценатов и от сборов.
МХТ впервые в театральном деле принадлежал не труппе, а 13 пайщикам, среди которых были Станиславский и Немирович-Данченкоа. Самым крупным пайщиком был Савва Морозов, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 г. полностью взял на себя финансирование театра. С осени 1902 г. театр начал работать в здании в Камергерском переулке. Театр домовладельца Лианозова был перестроен на средства Саввы Морозова.
В 1920 г. Художественный театр, наряду с Малым и Александринским, стал одним из первых драматических театров, возведённых в ранг академических, и превратился во МХАТ.
Разногласия между основателями Художественного театра привели к тому, что во второй половине 20-х гг. К. С. Станиславский фактически самоустранился от руководства театром, редко ставил спектакли, значительно больше внимания уделяя своему Оперному театру.
В январе 1932 г. официальное наименование МХАТа дополнила аббревиатура «СССР», обозначившая его особый статус, наряду с Большим и Малым театрами. В сентябре того же года театру было присвоено имя М. Горького.
В октябре 1941 г. МХАТ был эвакуирован в Саратов, где занял здание Саратовского ТЮЗа. В ноябре 1942 г. МХАТ вернулся в Москву.
Фактически руководивший театром с конца 1920-х гг. Вл. И. Немирович-Данченко умер в Москве 25 апреля 1943 г. на 85-м году жизни. МХАТ возглавили два выдающихся актёра: Николай Хмелёв стал художественным руководителем, Иван Москвин — директором.
В ноябре 1945 г. ушёл из жизни Хмелёв, в феврале 1946 г. не стало Москвина, художественным руководителем МХАТа был назначен Михаил Кедров, однако несколько лет спустя, руководство театром взял в свои руки Художественный совет.
В 1950—1960-х гг. МХАТ переживал кризис режиссуры, и выбор пьес для постановки. Выбор исполнителей часто определялся интересами ведущих актёров. Не имея продуманной репертуарной политики, театр ставил пьесы-однодневки.
В 1970 г. режиссером стал Олег.Ефремов, который сумел вдохнуть новую жизнь в театр, но преодолеть внутренние проблемы театра ему так и не удалось. На деле внутри театра сложились две труппы, каждая со своим репертуаром и своими режиссёрами, — и в конце концов в марте 1987 г. Ефремов поставил вопрос о разделе. В результате в Москве образуются два МХАТа. 
До этого, в 1973 г. на Тверском бульваре было открыто новое здание театра. Историческое здание в Камергерском переулке требовало реконструкции, и было закрыто на реконструкцию, длившуюся почти  целое десятилетие. После раздела МХАТ им. М. Горького под руководством Т. Дорониной, остался в здании на Тверском бульваре, а  МХАТ им. А. П. Чехова под руководством О. Ефремова переехал в отремонтированное здание в Камергерском переулке.

Московская Окружная Железная Дорога - 110 лет.

Краснолужский мост. 1907-17 гг.

На рубеже XIX—XX веков существующей дорожно-транспортной инфраструктуры для дальнейшего развития города стало недостаточно. Сохраняя статус крупного торгового и промышленного центра, Москва пропускала через себя большой объём транзитных грузов и принимала такое же количество товаров для собственного потребления.
Решение о сооружении Московской окружной железной дороги было принято осенью 1897 г. по инициативе большого энтузиаста железнодорожного транспорта министра финансов Российской Империи Сергея Витте. 7 ноября 1897 г. на Особом совещании с участием императора Николая II Правительством Российской империи было принято решение о строительстве. МОЖД должна быть вне пределов города, но не далее девяти — одиннадцати километров от него.
Строительство началось в марте 1902 г. под руководством инженера Петра Рашевского. Было сооружено четыре больших моста через Москву-реку — Дорогомиловский, Краснолужский, Андреевский и Даниловский, по одному среднему мосту через Яузу и Лихоборку — под руководством инженера Николая Белелюбского.
Открытие состоялось 19 июля (2 августа) 1908 г. Кольцо получилось не совсем круглым. На северо-западе оно оттягивается на 12 км, а на юге проходит в 5 км от Кремля.
Отсчёт вёрст железной дороги начинался от точки её пересечения с Николаевской железной дорогой, по часовой стрелке. Протяжённость кольца — 54 км. На дороге выстроены 14 станций (все они — уникальные образцы московского модерна начала XX века), выполненных в едином стиле, два остановочных пункта и один телеграфный пост.
Часы для станций, закупленные у фирмы «Павел Буре», отличались особо высокой точностью, по ним москвичи сверяли время. Любопытно, что снабжены они были двумя типами стрелок: чёрными для петербургского времени и красными — для местного.
В 1908 г. вдоль окружной образовалась новая городская граница, которая 23 мая 1917 г. официально оформлена границей Москвы.
Дорога была включена в состав Николаевской, ныне Октябрьской железной дороги. Но то что Управления дороги находилось в Петербурге, затрудняло решение многих оперативных вопросов. Поэтому в 1916 г. МОЖД передали в состав Московско-Курской дороги
В результате высоких цен и незначительной населённости районов, по которым пролегало кольцо, пассажирское сообщение оказались маловостребованным, и спустя четыре месяца после открытия дороги было отменено. Вскоре с февраля 1909 г. пассажирское движение было частично восстановлено. В 1914 году по кольцу курсировало только два пассажирских состава в сутки. К концу 1920-х годов районы, по которым проходит дорога, получили трамвайное и автобусное сообщение, и в 1934 г. пассажирское движение по кольцу было прекращено окончательно. В то же время для грузоперевозок дорога оказалась весьма востребованной.
После войны одновременно с переводом Московского железнодорожного узла на электротягу встал вопрос об электрификации Малого кольца Московской железной дороги.
Первые предложения по этому поводу прозвучали ещё 1946 г., однако без полномасштабных и дорогостоящих работ сделать это было невозможно. К 1950 г. обнаружился основной недостаток сооружений МОЖД: старые мосты с ни 2015 г. дорога обозначается на схемах Московского метрополитена как 14-я линия.


Здание Киевского вокзала - 100 лет.



В конце XIX в. было решено проложить путь к Москве со стороны Брянска. Удобное сообщение между Москвой и Киевом создавало условия для эффективного экономического развития обширных районов России.
Для этих целей Дорогомилово подходило как нельзя лучше. Здесь имелась масса свободных, не занятых капитальной застройкой земель.
29 июня 1899 г. состоялось освящение помещений Брянского вокзала. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида.
Новый Брянский вокзал не украшал город – это было унылое, одноэтажное здание. Создавалось впечатление его временности, быть может оттого, что многие ожидали увидеть монументальный столичный вокзал.
1 августа 1899 г. была открыта железная дорога. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд.
Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 г.
Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 г.
В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский.

Москва стала столицей РСФСР - 100 лет.


С тех пор как Москва стала центром Великого княжества Московского, а во второй половине XV века – столицей единого Российского государства, на ее столичные функции никто не покушался. По Величайшему указанию Петра I от 19 мая 1712 года российская столица была переведена из древней Москвы в Петербург.
В 1918 году спустя 206 лет Москве вернулся столичный статус. 12 мая 1918 года решением Советского правительства Москва стала столицей РСФСР, а с 12 декабря 1922 года с образованием СССР, Москва, оставаясь столицей РСФСР, стала столицей Советского Союза.

Центральный парк культуры и отдыха им. Горького - 90 лет.


История Нескучного сада берёт своё начало от появления в 1753 г. на участке от Калужской заставы до Москвы-реки усадьбы князя Н. Трубецкого. Партерная часть Парка обязана организации на этой территории Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, открывшейся здесь в 1923 г. Планировку парка создавал архитектор-авангардист Константин Мельников.
Первый парк культуры и отдыха в России открылся 12 августа 1928 г.
В 1930-х гг. действовала парашютная вышка. Американский журнал Popular Science за март 1935 г. упоминал её как первую в мире.
В 1932 г., в связи с 40-летием общественной и литературной деятельности Максима Горького, парку было присвоено имя советского писателя.
Парк культуры всегда точно отражал дух времени. И в конце XX века, на смену спортивному задору советских времён, пришло коммерческое настроение постперестроечной России. В Парке появились аттракционы, палатки, маленькие кафе-шашлычные, вход стал платным. Тем не менее, парк по-прежнему любили — за тенистые аллеи, славные традиции проводить концерты и заливать зимой каток, за возможность подышать воздухом в центре суетной Москвы. И когда пришло время менять парк в соответствии с настроением нового века, именно эти традиции легли в основу новой концепции Парка Горького.


Крымский мост - 80 лет.


С давних времён на месте современного Крымского моста существовал брод через Москву-реку. Этот путь назывался Крымским, так как использовался для переправы крымскими татарами при набегах на Москву. Название закрепилось в XVI—XVII веках по близлежащему двору, на котором останавливались послы, гонцы и торговцы из Крымского ханства.
В XVI веке в этой части реки возник Крымский перевоз, который работал на коммерческой основе и просуществовал до 1836 г. Во время строительства Водоотводного канала в 1783—1786 гг. вблизи «стрелки» была устроена земляная плотина, уровень воды Москвы-реки у Крымского брода поднялся, появилась необходимость в постройке моста. В 1789 г. на месте брода был возведён наплавной мост.
В начале XIX века вместо наплавного установлен постоянный деревянный мост на сваях, который получил название Крымский.
Из-за ежегодных паводков мост нуждался в постоянном ремонте и в 1873 году его заменили. Новый проект разработали инженеры А. Струве и В. Шпейер. Новый Крымский мост выглядел изнутри как своеобразный железный коридор с ажурными стенами, въезды на него были украшены псевдоготическими башенками, соединёнными несущими арками. Этот мост был слишком узким, в нём умещались всего две полосы движения и разделяющие их трамвайные пути.
В июне 1920 г. был объявлен Всероссийский конкурс на создание проектов трёх новых мостов через Москву-реку: Большого Каменного, Большого Краснохолмского и Крымского, однако конкурс не был успешным.
К идее возведения нового Крымского моста вернулись в начале 1930-х г. во время разработки Генерального плана реконструкции Москвы. В 1935 г. был проведён конкурс на четыре новых моста через Москву-реку. Проекты Крымского моста представили два коллектива архитекторов под руководством Виктора Кокорина и Александра Власова. Обе группы пользовались консультациями Николая Стрелецкого, который рекомендовал возвести мост с подвесной конструкцией. Жюри отдало предпочтение коллективу Власова. В 1936 г. существовавший мост передвинули на 50 метров вниз по течению используя эстакады и поставили на деревянные опоры, а на старом месте начали строить новый, его открытие состоялось в 1938 г. После этого старый мост отбуксировали в Заозерье. Изначально на новом мосту были трамвайные пути, но их разобрали в 1957 г.

Памятник Владимиру Маяковскому - 60 лет.


А. Кибальников работал над скульптурой Владимира Маяковского шесть лет. Чтобы выбрать оптимальное расположение памятника на площади, был изготовлен его деревянный макет в натуральную величину, который перемещали по площади.
Торжественное открытие памятника состоялось 28 июля 1958 г. на площади, с середины 1930-х гг. носящей имя Маяковского. На открытии памятника присутствовали представители общественности, писатели, деятели искусств поднимались на сцену и произносили речи. Впоследствии памятник Маяковскому стал традиционным местом встречи поэтов.
Скульптура, выполненная из бронзы, установлена на гранитном постаменте. Маяковский стоит с распахнутым пиджаком в позе чтеца. В его левой руке — записная книжка. Автор монумента — скульптор А. П. Кибальников — в 1959 году был удостоен за свою работу Ленинской премии.


Лужникий метромост - 60 лет.


При строительстве Лужнецкого моста использовался  проект прохождения линии метрополитена по метромосту, вместо предлагаемого ранее плана тоннеля под Москвой-рекой. На нижнем ярусе метромоста расположене станция метрополитена, в то время как по его верхнему ярусу проходит автомобильное движение. По причине спешки со сдачей моста в эксплуатацию к Международному Фестивалю Молодежи не были соблюдены нормы строительства. Из-за плохой гидроизоляции станцию постоянно затапливало. За год, с июля  1959 г. по июнь 1960 г. произошло несколько технических происшествий, что привело к окончательному закрытию моста на реконструкцию.
Для пассажиров станция закрылась 20 октября 1983 г, а с 1986 г. движение поездов осуществлялось по обходным мостам, сооружённым на самостоятельных опорах по обе стороны основного. Верхний ярус был закрыт значительно позже из-за отсутствия равноценной объездной магистрали. Официально реконструкция производилась в течение 19 лет, однако самая активная фаза работ пришлась на 1999—2002 гг., в период строительства Третьего транспортного кольца.

Памятный  знак на поклонной горе - 60 лет.


23 февраля 1958 года на Поклонной горе в Москве был установлен памятный гранитный знак с надписью: «Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». В 1961 г. вокруг посадили деревья, заложили парк, который назвали именем Победы.
Работа по строительству мемориального комплекса началась во второй половине 1980-х гг.

«Мосгортранс» - 60 лет.

 

31 июля 1958 г. решением Мосгорисполкома было образовано Управление пассажирского транспорта Москвы (УПТМ) посредством слияния действовавших на тот момент Трамвайно-троллейбусного управления и Управления пассажирского автотранспорта.

Установка Триумфальной арки на Кутузовском проспекте - 50 лет.


В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся, после победы над французским войсками победоносных русских войск, у Тверской заставы, была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную арку каменной. Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. В том же году он разработал первоначальный ее проект. Однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 г.
Торжественная закладка арки состоялась 17 августа 1829 года.
Постройка Триумфальных ворот растянулась на пять лет. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России.
У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала решили перепланировать и расширить. Триумфальная арка была разобрана. Богатое скульптурное убранство арки 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А. В. Щусева. 
В 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Необходимо было по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. Руководителем проекта стал  один из старейшин московской реставрации В. Либсон.
Опытные мастера художественного литья вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами вместо подлинных, вмонтированных в стены вестибюля музея-панорамы «Бородинская битва» в 1962 г.  12 колонн, весом 16 тонн каждая, были заново отлиты на московском заводе «Станколит» по деталям единственной сохранившейся старой колонны.
Вопрос о новом месте размещения вызвал много споров и предложений. В итоге было решено восстанавливать Триумфальные ворота, на въездной площади Кутузовского проспекта.
6 ноября 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь.
Триумфальная арка стоит теперь на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальный комплекс вместе с музеем-панорамой «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и расположенными рядом с ними памятниками.

Источник фото: www.livemaster.ru, artifex.ru, pyx-pyx.livejournal.com, negani.com, pogranec.ru, pokazuha.ru, fiesta.city, mostotrest.ru, moscow.org, zen.yandex.ru, www.thaicat.ru, moscow.drugiegoroda.ru, ok.ru
Источник информации: ria.ru, ru.wikipedia.org и др.