Вторник, 26.09.2017, 06:55 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Московские юбилеи 2016 года.



Скоро!
Московские юбилеи 2017 года.


Успенский собор - 690 лет


Первый каменный собор, на месте нынешнего Успенского собора в Кремле, был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I. 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»

Большой театр - 240 лет


28 (17) марта 1776 г. Екатерина II подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра.
Князь начал строительство театра, который - по месту расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) — был назван Петровским. Театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Михаилу Меддоксу. Под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга в 1776—1789 годах был построен Большой Петровский театр.
Петровский театр Медокса простоял 25 лет - 8 октября 1805 года здание сгорело. В течение трёх лет труппа давала представления в домашних театрах московской знати; некоторое время спектакли шли во владении Пашковых в северном крыле здания на углу Моховой и Большой Никитской улиц (позднее перестроенном под университетскую церковь мученицы Татьяны).
Новое деревянное здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Театр имел партер, бенуар, три яруса лож и раёк, отличался хорошей акустикой; его интерьеры были расписаны художником М. И. Скотти. Площадь, ранее отличавшуюся непролазной грязью, выровняли и замостили, а перед театром разбили цветники. Просуществовав четыре года, здание театра сгорело во время московского пожара 1812 года. После этого театр разместился на Знаменке в доме Апраксина, который был построен в 1792 году по проекту архитектора Ф. Кампорези. Театральное помещение в доме Апраксина было тесным и неудобным.
В 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Медокса.
Победителем повторного конкурса был признан проект профессора Императорской Академии художеств А. А. Михайлова. Однако проект Михайлова посчитали слишком дорогостоящим, к тому же задуманное им здание театра по своему масштабу, чрезмерно крупному, не соответствовало окружающей застройке. Переработку проекта поручили архитектору О. И. Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту. По замыслу Бове, претворявшего в жизнь идеи разработанного им и утверждённого в 1817 году генерального плана Москвы, театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, в 1820-е называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную. Театр открылся 6 (18) января 1825 года. 11 марта 1853 года театр сгорел; от пожара, длившегося несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика.
По проекту Кавоса, театр был восстановлен за три года. В основном объём здания и планировка были сохранены, однако Кавос несколько увеличил высоту здания, изменил пропорции и полностью переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта.
Легендарное здание Большого, что уже в течение многих лет воспринимается всеми как одна из главных достопримечательностей Москвы, открылось 20 октября 1856 г. в дни коронации Александра II.

Аптекарский огород. (Ботанический сад МГУ) - 310 лет


В 1706 году, на тогдашней северной окраине Москвы, за Сухаревой башней, по указу Петра I был заложен аптекарский огород для выращивания лекарственных растений. Сначала он принадлежал Аптекарскому приказу, затем Московскому госпиталю и Медико-хирургической академии. Выращиваемые здесь растения использовались не только для приготовления лекарств, но и для обучения ботанике студентов-медиков, будущих российских врачей.

К началу XIX века здесь, были собраны сотни видов растений, ценность которых состояла уже не столько в их лекарственных свойствах, — известных или предполагаемых, — сколько в их значении для изучения и преподавания ботаники. Именно поэтому Московский университет остановился на этом участке при выборе места для перенесения ботанического сада из центра города, с Моховой. В 1805 году бывший огород был куплен Университетом и по сей день остается в его ведении.

Царь колокол - 180 лет


В 1730 году императрица Анна Иоанновна приказала перелить разбитый колокол Григорьева с добавлением металла и довести вес колокола до 10 тысяч пудов. Было поручено для этой работы найти в Париже мастера. Но королевский механик Жеоменю, которому предложили выполнить эту работу, посчитал что отлить колокол такого размера невозможно.

После всех согласований колокол был отлит русскими мастерами: Иваном Моториным и его сыном Михаилом Моториным - в 1733—1735 годах на Пушечном дворе. Для отливки колокола помимо нового металла был использован металл старого разбитого колокола времен Бориса Годунова.

Формовка колокола производилась на Ивановской площади. Для этого была вырыта яма глубиной около 10 метров. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, всё пространство между формой колокола и стену литейной ямы засыпали землёй, тщательно её утрамбовав.

Высота колокола с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м, масса около 200 тонн.

Колокол был отлит 25 ноября 1735 года, после полутора лет подготовительных работ.  Иван Моторин умер, не успев закончить отливку, и его дело завершил его сын Михаил.

Последняя плавка металла продолжалась 36 часов в четырёх плавильных печах, а отливка прошла всего за 1 час 12 минут.

После остывания колокола начались чеканные работы. Колокол находился в яме, стоял на железной решетке, которая опиралась на 12 дубовых свай, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие.

20 мая 1737 года во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 10 продольных сквозных трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн).
В 1792 году и в 1819 году предпринимались неудачные попытки поднять колокол.

Проект подъёма и установки на постаменте колокола разработал архитектор И. Л. Мироновский в 1827—1831 годах.

И только при восстановлении Кремля после войны с Наполеоном, 17 августа 1836 года Царь-колокол был поднят из литейной ямы и водружен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время. Установленный вблизи колокольни царя Ивана Великого, это поистине шедевральный памятник литейного искусства царской России.

Третьяковская галерея - 160 лет


Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-го года. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856-й. Именно тогда Павел Михайлович приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. Ранее в 1854–1855 годах П.М.Третьяков купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков вплоть до своей смерти являлся распорядителем галереи.
Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила ещё в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900—1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова.

Курский вокзал - 120 лет


Первоначально вокзал (в то время называвшийся Нижегородским) был построен у Большого Никольского переулка (ныне Путейский тупик). Фотографии здания первого вокзала не  сохранились, но, судя по документам, оно было небольшим деревянным. Место для него выбирал лично тогдашний министр путей сообщения П.П. Мельников, который много внимания уделял проблемам Курской железной дороги. 
В последующие годы рассматривались варианты продолжения железнодорожной линии вглубь города с постройкой нового вокзала в более удобном месте, но у частных владельцев на это не хватало средств. Осуществлено это было лишь после выкупа железнодорожных линий государством. В 1894 году была организована «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога», а в 1896 году было возведено новое здание вокзала.
В 1972 году к переднему фасаду здания, возведенному в 1896 году, было пристроено новое здание Курского вокзала при сохранении старых внутренних помещений  (архитектор Волошинов). В обновленном здании вокзала могут одновременно разместиться 11 тыс. человек

Автомобильный завод АМО (ЗИЛ) - 100 лет


В рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К˚».
27 февраля 1916 года Главное Военно-техническое управление  и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К˚» заключили договор на поставку 1500 машин.
Устав «Товарищества на паях автомобильного Московского общества» был утверждён 18 мая 1916 года, а 2 августа (20 июля по старому стилю) того же 1916 года в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода. Первым директором был назначен Дмитрий Дмитриевич Бондарев. Постройка завода велась под руководством выдающихся специалистов А. В. Кузнецова и А. Ф. Лолейта. Фасады некоторых корпусов разработал архитектор К. С. Мельников.
Из-за революции 1917 года, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было.
Понимая, что к указанному в договоре сроку  изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 г. первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков из которых 432 единиц в 1917 году, 779 единиц — в 1918 году и 108 единиц — в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились — недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.
15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но стали достраивать.
После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники.
Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади, а 25 ноября, в полдень, три машины из первой десятки (№ 1, № 8 и № 10) отправились с Красной площади в первый для советских машин испытательный пробег по маршруту: Москва — Тверь — Вышний Волочек — Новгород — Ленинград — Луга — Витебск — Смоленск — Рославль — Москва. Успех автопробега подтвердил достаточный уровень качества продукции АМО и с марта 1925 года началось серийное производство автомобилей АМО-Ф-15.

Демонтаж триумфальной арки на пл. Тверской заставы - 80 лет


В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади Тверской заставы. В июле-августе 1936 года арка была разобрана, причём бригада архитекторов провела тщательные обмеры, чертежи, зарисовки и фотографирование памятника. Детали ворот и часть скульптур были переданы в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано это не было. Чугунные колонны ворот несколько лет лежали на Миусской площади; во время Великой Отечественной войны все они, кроме одной, были переплавлены
В 1966—1968 годах по проекту коллектива архитекторов (И. П. Рубен, Г. Ф. Васильева, Д. Н. Кульчинский) под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсона копия Триумфальной арки была сооружена на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».
При сооружении ворот были использованы обмерные чертежи и зарисовки ворот 1936 года, а также авторская модель сооружения, хранившаяся в Музее архитектуры. Однако копия ворот отличается от оригинального сооружения. Так, в конструкциях стен, сводов и цоколя новых ворот вместо кирпича использовали железобетон, облицовку белым камнем заменили на крымский известняк сероватого оттенка и гранит, кордегардии и решётки не восстановили. Сохранявшиеся на территории бывшего Донского монастыря подлинные детали, статуи и чугунные рельефы использованы не были — более 150 скульптур отлили заново на Мытищинском заводе. По деталям единственной уцелевшей чугунной колонны на заводе «Станколит» отлили 12 новых.

Стадион "Лужники" - 60 лет


23 декабря 1954 года Правительство СССР приняло решение о сооружении в Лужниках «большого московского стадиона». Проектирование стадиона в составе спортивного комплекса «Лужники» началось в январе 1955 года, строительство — в апреле того же года (постройку курировала Первый секретарь Московского городского комитета КПСС Екатерина Фурцева), а 31 июля 1956 года уже состоялось его торжественное открытие.
В 1980 году стадион стал одним из важнейших мест проведения летних Олимпийских игр.
В 1998 году стадион был включен УЕФА в список пятизвездных европейских футбольных стадионов.
12 мая 1999 года на этом стадионе был разыгран финал Кубка УЕФА. В матче встретились итальянская «Парма» и французский «Марсель». Этот футбольный матч стал первым финалом европейского клубного турнира, прошедшим в России.
21 мая 2008 года на стадионе «Лужники» прошёл первый в России и самый восточный за всю историю финал Лиги чемпионов УЕФА. Играли английские «Челси» и «Манчестер Юнайтед». 22 мая УЕФА присвоил стадиону «Лужники» статус «элитного» стадиона.
В 2018 году «Лужники» примут финал чемпионата мира по футболу.

МНТК "Микрохирургия глаза" имени академика  С.Н. Федорова - 30 лет


НИИ "Микрохирургии глаза" был основан в 1986 г.
Исследования, положенные в основу методов, применяемых в клинике, велись с 1967 года коллективом энтузиастов, в состав которого входили С. Н. Федоров, В. Д. Захаров, Э. И. Захарова, А. А. Ивашина и А. И. Колинко.
Учёные добились успеха, и созданные ими образцы искусственных хрусталиков успешно помогали людям видеть.
В 1974 году лаборатория официально стала самостоятельным учреждением — Московской научно-исследовательской лабораторией экспериментальной и клинической хирургии глаза (МНИЛЭКХГ). С этого момента применяемая методика лечения стала широко известна в СССР. Лаборатория размещалась вначале на территории 50-й городской больницы, позже — на территории 81-й городской больницы.
Однако предоставленные площади были малы и недостаточны для приёма всех желающих. По распоряжению постановления № 491 Совета Министров СССР от 24 апреля 1986 года недалеко от больницы № 81 (на Бескудниковском бульваре) началось строительство комплекса зданий республиканской больницы.
За этот период МНТК «Микрохирургия глаза» было проведено более 6 млн. операций, более 17 млн. пациентов прошло обследование и консервативное лечение.

Арбат стал пешеходной, туристической улицей - 30 лет


В 1974 году группой архитекторов под руководством Алексея Гутнова и Зои Харитоновой началась разработка проекта превращения Арбата в пешеходную улицу. Технико-экономическое обоснование проекта было готово к 1978 году. Проект не ограничивался просто запретом на автомобильное движение по улице, в него входили также работы по благоустройству улицы, реконструкии и реставрации фасадов зданий. В 1979 году проект был одобрен. Практические работы начались в 1982 году. Был изменен маршрут троллейбуса 39, до этого проходивший по Арбату — именно ему посвящена песня Булата Окуджавы «Последний троллейбус». Несколько лет улица была перекопана: полностью заменялась система подземных труб, канализации и т. д. Первая стадия реконструкции Арбата была завершена к 1985 году. 25 тысяч квадратных метров плитки толщиной 10 сантиметров на заводе делали специально для Арбата.
Наконец в 1986 году Арбат предстал в новом обличье: вместо асфальта брусчатое покрытие, посредине улицы вазоны с цветами и рядом скамейки для отдыха прогуливающихся, фонари в стиле ретро. Московские остроумцы тут же выдали: «Арбат офонарел» — шутка приписывается Булату Окуджаве, но авторство не доказано, при всех случаях она оказалась точна и многократно повторена.
1 апреля 1986 года на Арбате прошло празднование Дня смеха. За несколько дней до события началась постройка сцен, эстрад, помостов для выступлений артистов, заборов и ширм для кукловодов. Готовились настоящие ярмарочные представления. В середине дня 1 апреля началось веселье. Уже очень скоро людей набралось столько, что пришлось срочно перекрывать улицу, чтобы избежать давки. В результате в празднике сумели принять участие лишь жители улицы и заранее приехавшие москвичи и гости столицы. Для большинства отдыхающих в тот день в центре Москвы, вход оказался закрыт. Больше подобных мероприятий на Арбате не проводилось, но самодеятельные концерты продолжаются и по сей день.

Ледовый дворец «Мегаспорт». - 10 лет


Строительство нового Ледового дворца началось 2 ноября 2005 года.
Официальное открытие состоялось 15 декабря 2006 года,  и было приурочено к российскому  этапу Евротура.
В 2007 году на арене прошли часть матчей чемпионата мира по хоккею. 

Фото: dic.academic.ru, ezhikezhik.ru, kolizej.at.ua, skachat-gri.grywo3.ru, www.etoretro.ru, www.help-rus-student.ru, www.karta-m.ru, www.moscow.org, www.muzcentrum.ru, www.zr.ru
Информация: www.putidorogi-nn.ru, tretyakovgallery.ru, dic.academic.ru, bolshoi.ru, hortus.ru, www.mntk.ru, ru.wikipedia.org