Среда, 24.05.2017, 01:28 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Московские юбилеи 2014 года.


Новодевичий монастырь - 490 лет


Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 г. — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 г.

Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века. В начале XII века (по другим данным, в 1097 г.) князь Владимир Мономах,  заложил в Смоленске храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской.

Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия Батыя.

В 1404 году, последний из Смоленских князей Юрий Святославич принёс икону в качестве вассального дара великому князю Василию Дмитриевичу, и икона стала храниться в Благовещенском соборе Московского Кремля. 

1508 году Смоленск становится центром Смоленского воеводства Великого княжества Литовского.

В 1456 г. Князь по просьбе смолян и видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. Икону подняли, с крестным ходом вынесли из Кремля и остановились на Девичьем поле у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили икону в Смоленск.

В 1514 году, стоя под стенами Смоленска, Василий III дал обет:

Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския,
тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь, а в нём храм во имя Пречистыя…  

Осада Смоленска началась 29 июля 1514 года, а уже на следующий день литовский гарнизон сдался, 31 июля смоляне были приведены к присяге Московскому князю и 1 августа, Великий Князь въехал в «свою отчину». Навстречу князю вышли, возглавляемые епископом Варсонофием, жители Смоленска и вынесли чудотворную Смоленскую икону.

Через десять лет - 13 мая (26 мая) 1524 года, в благодарность за овладение Смоленском,  Великим князем Василием III была основана Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы.

Место для обители было выбрано в излучине Москвы-реки, в трёх верстах от Московского Кремля на Девичьем поле, именно там, где в 1456 году москвичи прощались со Смоленской иконой.


Первый московский водопровод - 210 лет


На протяжении веков р. Москва являлась основным источником снабжения водой жителей столицы. После развития мануфактурной промышленности в XVIII веке сточные воды фабрик стали загрязнять воду в реке. 

28 июля 1779 года от императрицы Екатерины II последовал указ «генералу-поручику Бауру произвесть в действо работы в пользу столичного града нашего Москвы».

Баур исследовал окрестные ключи Москвы и пришёл к выводу, что наибольшее количество воды можно получить в верховьях Яузы, недалеко от села Большие Мытищи. 

Баур, так и не увидел воплощение своего проекта, он умер в  1783 году. Дальнейшее руководство строительством перешло к инженеру Герарду. В связи с Русско-Турецкой войной в 1787 году работы приостановились на 11 лет, затем понадобилось ещё 7 на их завершение.

28 октября 1804 года состоялось торжественное открытие водопровода.

Мытищи находятся на более высоких отметках от уровня моря, чем Москва, что и учёл Баур, проектируя водопровод как самотёчный.

О первом московском водопроводе напоминает сохранившийся до нашего времени Ростокинский акведук. По нему в Москву шла мытищинская вода через реку Яузу.  Длина моста - 356 метров,  высота 23 метра. Построенный в 1780-х гг. акведук является историческим и архитектурным памятником. На площади Революции также сохранился водоразборный фонтан мытищинского водопровода.


Триумфальная арка - 200 лет

Триумфальная арка Осипа Бове - 180 лет



В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся, после победы над французским войсками победоносных русских войск, у Тверской заставы, была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную арку каменной. Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. В том же году он разработал первоначальный ее проект. Однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 г.

Торжественная закладка арки состоялась 17 августа 1829 года.

Постройка Триумфальных ворот растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России.

У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала решили перепланировать и расширить. Триумфальная арка была разобрана. Богатое скульптурное убранство арки 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А. В. Щусева. 

В 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Необходимо было по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. Руководителем  проекта стал  один из старейшин московской реставрации В. Либсон.

Опытные мастера художественного литья вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами вместо подлинных, вмонтированных в стены вестибюля музея-панорамы «Бородинская битва» в 1962 г.  12 колонн, весом 16 тонн каждая, были заново отлиты на московском заводе «Станколит» по деталям единственной сохранившейся старой колонны.

Вопрос о новом месте размещения вызвал много споров и предложений. В итоге было решено восстанавливать Триумфальные ворота, на въездной площади Кутузовского проспекта.

6 ноября 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь.

Триумфальная арка стоит теперь на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальный комплекс вместе с музеем-панорамой «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и расположенными рядом с ними памятниками.


Московский зоопарк - 150 лет



Московский Зоопарк прошел длинный путь от небольшого зоосада до крупного научного, культурно-просветительного и природоохранного учреждения.

Зоосад был организован Русским Императорским Обществом акклиматизации животных и растений в середине XIX в. Для публики его открыли 13 февраля 1864 года. Одним из главных инициаторов его создания стал профессор МГУ А. П. Богданов. В то время в нем содержалось 134 экземпляра домашних животных, 153 экземпляра диких зверей и птиц и 7 экземпляров пресмыкающихся. Организаторы хотели, чтоб посетители лучше узнали в первую очередь российских животных.  В зоосаде были представлены и экзотические животные.

Во время исторических событий 1905—1907 годов зоосад, оказавшись в центре революционных боев,  сильно пострадал.

В 1919 году Зоосад был национализирован. В 1922 году он был передан в ведение московских властей. Площадь Зоосада была увеличена почти вдвое.

По данным на  01.01.2012 в коллекции зоопарка представлены 1150 видов животных, численность живых экземпляров составляет 7755 особей.


Первое каменное здание Казанского вокзала - 150 лет


Первым, временным вокзалом Рязанской дороги в Москве стал небольшой деревянный домик, построенный в 1862 году. Каменное здание вокзала, работы архитектора М.Ю. Левистана, появилось  в 1864 году. Вокзал был тесен, неудобен и с архитектурной точки зрения не очень выразителен. До наших дней от всего вокзального комплекса того времени сохранилось лишь одноэтажное ажурное здание веерного депо, выполненное в итальянском стиле.

В 1893 году железную дорогу продлили до Казани, поток пассажиров значительно возрос. Необходимость нового вокзала стала очевидной. Правление дороги рассмотрело несколько проектов переустройства вокзального здания. Вторая заявка на новый вокзал была подана в 1907 году, но и она не получила поддержки. Положение становилось критическим, и в 1910 году старое здание в спешном порядке реконструировали: были значительно расширены помещения 1 и 2 класса. Однако это не решало всех проблем, и вскоре был объявлен конкурс на проект нового вокзала. Наиболее интересными из всех представленных на конкурс оказались три проекта: академиков архитектуры Ф.О. Шехтеля и А.В. Щусева и художника Е.Н. Фелейзера.

Принципиальное отличие варианта, предложенного Щусевым, заключалось в том, что он перенес главный фасад с узкого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади, "повернув тем самым всю композицию лицом в наиболее выгодную для города сторону". Во многом благодаря этому правление дороги выбрало проект Щусева.

В июле 1912 года началось строительство на станции Москва-Пассажирская временного двухэтажного вокзала. В феврале 1913 года в него перевели основные службы, а старое здание сломали. Открыть новый Казанский вокзал предполагалось к 1 ноября 1916 года.

Однако началась первая мировая война, затем революция, гражданская война.

В марте 1918 года все железные дороги РСФСР, в том числе и Московско-Казанская, были национализированы. Работы на стройке возобновились.

В 1919 году состоялось открытие части вокзала. К июню 1922 года на Казанском вокзале были готовы новые пассажирские залы. Временный деревянный вокзал, прослуживший 10 лет, был сломан. Считается, что в 1926 году был завершен первый этап строительства, а в 1940 году - второй.


Московский автобус - 90 лет



Предшественниками московского автобуса были линейки (многоместные экипажи без всяких удобств) и омнибусы (многоместные экипажи на конной тяге)

В конце 1884 г., американский предприниматель В.С.Смит обратился в городскую думу с предложением открыть по московским улицам движение 25 городских автобусов по 10 линиям. Но этот проект реализован не был из-за отсутствия соответствующих постановлений думы о движении таких экипажей. В 1897-98 гг. ввести в Москве движение омнибусов по двум маршрутам, предлагали нижегородский купец Перлин и инженер Ж.Фаллиз. Последний в конце 1898 г., также, предлагал использовать на ряде линий автомобильные омнибусы, которые к тому времени появились уже во многих европейских столицах. Городская полиция отклонила этот проект, сославшись на узость московских улиц для таких широких и громоздких экипажей. В 1899 г. владелец омнибусов в Петербурге П.П.Кузьминский получил разрешение на открытие движения конных омнибусов в Москве по 8 линиям, но, так как он хотел заменить конную тягу на механическую, этот проект реализовать не удалось.

В июне-июле 1908 г. открылись частные автобусные линии в пригородные местности. В конце июля 1908 г. Управление городских железных дорог приобрело самодвижущийся омнибус, который курсировал в течение первых трех недель августа от Театральной площади до Болотной площади и Серпуховских ворот, но из-за плохих московских мостовых быстро вышел из строя. Это была первая попытка организации городского автобусного движения. Во второй половине этого года частными лицами было сделано много предложений об открытии ряда автобусных линий, но городская управа отклонила их, чтобы не создавать конкуренцию трамваю.

В мае 1910 г. небольшие автобусы стали курсировать от Пресненской заставы в Серебряный Бор. В 1913 г. в городскую думу поступило предложение об открытии автобусного сообщения по городским улицам. К этому времени по городу курсировали 7 частных автобусов, которые обслуживали постояльцев гостиниц, прибывавших на вокзалы.

С 24 мая 1924 г. МКХ в виде пробы организовало движение нескольких автобусов и самодельных автобусов, переделанных из грузовиков, по дачной линии Пресненская застава - Серебряный Бор. Эксплуатация этой линии дала хорошие результаты, и 8 августа 1924 г. была открыта первая внутригородская автобусная линия от Каланчевской площади через центр до Тверской заставы. Для этой линии в Англии были закуплены 8 автобусов "Лейланд". Они были поставлены во временный гараж на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка.

В феврале 1925 г. били открыти два новых маршрута (Курский в-л - Брянский в-л, Виндавский в-л - Саратовский в-л); летом и осенью 1925 г. открылось регулярное движение еще по четырем маршрутам. В мае 1925 г. все автобусы из Георгиевского переулка были переведены в новый автобусный гараж по Б.Ордынке. Этот гараж был достроен в 1926 г.

В 1926-27 гг. были открыты 7 линий В конце 1927 г. в Москве было 18 линий общей протяженностью в 158 км., по которым курсировали 130 автобусов. 

Так как Ордынский гараж уже не вмещал все автобусы, то в июле 1926 в Марьиной Роще началось строительство нового Бахметьевского гаража (позднее третий автобусный парк), рассчитанного на обслуживание 125 автобусов. Частично он был открыт 1 ноября 1927 г. и сдан в эксплуатацию в апреле 1928 г.


Снос Сухаревской башни - 80 лет



Сухаревская башня была построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и ул. Сретенка).

Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. Известно, что полк Лаврентия Сухарева был единственным из девяти стрелецких полков, который сохранил верность молодому государю, и стал на его защиту в августе 1698 года, в дни противостояния Петра I и его сводной сестры Софьи.

В 1698—1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, напоминающей западноевропейскую ратушу.

Сухарева башня была гигантской для Москвы того времени, она словно нависала над близлежащими кварталами, являясь одной из архитектурных доминант города. Поскольку башню построили на месте Сретенских ворот, она сохранила в себе их главную функцию – Северных ворот Москвы, откуда брала начало дорога в Ярославль.

Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, в связи с реконструкцией площади в 1934 г начались работы по сносу башни.  В газетах того времени описывалась хронология событий. По ним можно проследить как постепенно исчезал один из символов Москвы – Сухаревская башня:

19 апреля 1934 года – верхние 6 метров Сухаревой башни уже разобраны. Закончена также разборка главной гранитной лестницы.

29 апреля 1934 года – вчера закончился разбор призмы (верхней части) Сухаревой башни. Приступили к сносу основного здания.

24 мая 1934 года – разборка Сухаревской башни заканчивается. План работ выполнен более чем на 80%.

В ночь с 12 на 13 июня 1934 года работы по сносу Сухаревой башни завершились. Считалось, что сделано это было на благо города и москвичей. После того, как башню уничтожили, Сухаревскую площадь по предложению Кагановича переименовали в Колхозную.

В 1982 году исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, однако ни один из них не был принят и восстановление не состоялось.


Памятник Юрию Долгорукому - 60 лет  



Тверская площадь многократно меняла название - Тверская-Скобелевская-Советская-Тверская. Менее чем за 50 лет (с 1912 по 1954) площадь венчали несколько памятников.

Первые 120 лет своей жизни площадь пустовала - она была образована в 1792 г. перед домом московского главнокомандующего (Тверская, 13) как плац для развода караула.

В 1912 году здесь был возведен памятник герою русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерал-адъютанту М.Д. Скобелеву.

В 1918 году начал реализовываться ленинский план монументальной пропаганды и здесь решили соорудить Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР) Монумент открывался в две очереди: Сначала был установлен один обелиск (проект архитектора Д. П. Осипова) без статуи. Торжественное открытие состоялось в день первой годовщины Октябрьской революции — 7 ноября 1918 года.

Через несколько месяцев в 1919 году монумент был завершён статуей Свободы (скульптор Н. А. Андреев).

Монумент был взорван в ночь с 20 на 21 апреля 1941 г. по причине «несоответствия архитектурному облику площади».

В дни празднования 800-летия Москвы, 6 сентября 1947 г. был водружён памятный камень, гласивший, что здесь будет памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.

Памятник был изготовлен в сентябре 1952 г. на Скульптурно-художественной фабрике № 3. 6 июня 1954 г. памятник был торжественно открыт. Т.к. портретов или описаний князя не имелось, скульптор придал князю облик облаченного в боевые доспехи былинного богатыря. Всадник, привставший в стременах, властно простёр вперед правую руку, словно указывая историческое место основания города. Его щит украшает древняя геральдическая эмблема Москвы - поражающий дракона Георгий Победоносец.

Не успели москвичи привыкнуть к новой фигуре на Советской площади, как старые большевики и историки партии завалили Моссовет просьбами освободить главную площадь социалистического города от памятника "представителю эксплуататорских классов". В 1962 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О воссоздании к 7 ноября 1964 года монумента Свободы на Советской площади". Юрия Долгорукого решено было перенести в сквер около Новодевичьего монастыря. Только отставка Н.С. Хрущева помешала исполнению этих планов.


Открытие ВСХВ после реконструкции - 60 лет



В связи с началом Великой отечественной войны 1 июля 1941 года выставка была закрыта. Экспозицию и библиотеку ВСХВ эвакуировали в Челябинск.

Через три года после окончания войны было принято решение возобновить работу ВСХВ с 1950 года.

Торжественное открытие выставки состоялось 1 августа 1954 года.

Архитектурный облик выставки изменился коренным образом. Была проведена огромная строительная работа, значительно увеличилась площадь выставки. Были возведены павильоны прибалтийских республик. Построен новый главный вход, заново перестроен Центральный павильон. Павильоны стали напоминать дворцы и храмы. В 29 республиканских и зональных павильонах были в полной мере представлены края и республики СССР. До наших дней почти не потеряли своего блеска павильоны «Узбекская ССР» (сейчас он называется «Культура») и «Украинская ССР», в котором был воплощён образ Украины, созданный в бессмертных произведениях Н. В. Гоголя. 

Самым главным символом обновлённой выставки стали фонтаны — среди них «Дружба народов СССР», в котором в образах 16 подруг-сестёр были увековечены все 16 республик СССР, а также фонтаны «Каменный цветок» и «Золотой колос».


Аэропорт «Шереметьево-1»  - 50 лет



Изначально аэродром был построен как главный аэродром Военно-воздушных сил Советской армии. 1 сентября 1953 года вышло Постановление Совета Министров СССР о строительстве Центрального аэродрома ВВС в районе населенного пункта Чашниково.

Аэродром получил первоначальное название «Шереметьевский» по двум расположенным неподалеку объектам — жилому посёлку Шереметьевский и одноименной станции Савёловской железной дороги.

1957 год — введены в строй взлётно-посадочная полоса, магистральная и соединительные рулежные дорожки, три перрона с местами для стоянки самолетов, здания Центрального пункта управления.

В 1959 году аэродром передан от Министерства обороны СССР в гражданскую авиацию.

Инициатором создания международного аэропорта был тогдашний глава советского государства Н.С. Хрущев.

Первым аэровокзалом Шереметьева стало небольшое здание Центрального пункта управления, располагающееся рядом с нынешним Терминалом B (Шереметьево-1).

1 июня 1960 года выполнен первый международный рейс по маршруту Москва (Шереметьево) — Шёнефельд на самолёте Ил-18 Внуковского авиаотряда. Располагая самолётами Ту-104, Ил-14 и Ил-18, Аэрофлот выполнял из Шереметьева рейсы в 23 зарубежных государства.

3 сентября 1964 года аэровокзальный комплекс Шереметьево-1 принял первых пассажиров. Здание аэровокзала было построено в передовом по меркам конца 50-х архитектурном стиле. Архитектурной доминантой явилось посадочное здание, которое в народе получило название «рюмка» и ставшее изюминкой в облике Международного аэропорта Шереметьево на долгие годы. Над проектом терминала работала команда архитекторов под руководством Г.Елькина и Ю.Крюкова.

К 1970 году аэропорт Шереметьево являлся самым крупным в СССР.

6 мая 1980 года состоялось торжественное открытие аэровокзала Шереметьево-2

Сегодня Шереметьево - один из шести основных аэропортов Москвы и Московской области, второй в России по объёму пассажиропотока (после Домодедово), также входит в двадцатку крупнейших аэропортов Европы.


Монумент «Покорителям космоса» - 50 лет


В марте 1958 года, через несколько месяцев после запуска первого искусственного спутника Земли, был объявлен конкурс на лучший проект обелиска в честь открытия космической эры человечества. Из более 350 предложений был выбран проект скульптора А. П. Файдыша-Крандиевского, архитекторов А. Н. Колчина и М. О. Барща. Торжественное открытие монумента состоялось 4 октября 1964 года, в седьмую годовщину запуска первого спутника.

В стилобате монумента в 1981 году был открыт Мемориальный музей космонавтики.


Вновь заложен Храм Христа Спасителя - 20 лет



В 1988 году в Манеже проходила выставка проектов памятника в честь 50-ти летия Победы. Скульптор Владимир Мокроусов представил на ней храмовый ансамбль с храмом Христа Спасителя в центре. Все проекты, включая этот, были отвергнуты, и на Поклонной горе выстроили мемориал по проекту Зураба Церетели, но к Мокроусову потянулись единомышленники, и вскоре образовалась инициативная группа, выступившая за восстановление храма Христа Спасителя. 22 сентября 1989 года, в день 150-летия со дня закладки храма, был учрежден Фонд восстановления храма Христа Спасителя.

Но только 31 мая 1994 года правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления храма. 30 сентября 1994 года началось строительство, которое было завершено в 2000 году.


Монорельсовая транспортная система - 10 лет



Первая в России монорельсовая дорога, от ВДНХ до м. Тимирязевская, открылась 20 ноября 2004 года, начав работу в «экскурсионном режиме», который действовал до 1 января 2008 г.

Помимо организации прямой связи метро «Тимирязевская» с телецентром и ВВЦ, одним из поводов для строительства линии стала подготовка к Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010». В планах проведения выставки отмечалась необходимость задействования монорельсового транспорта для организации подъезда к ВВЦ от станций Тимирязевская и Ботанический сад, так как во время проведения выставки мощности станции «ВДНХ» не хватало бы. Однако когда монорельсовая дорога уже строилась, право на проведение выставки досталось Шанхаю, и строительство линии разделили на два участка, первый из которых включает построенный и открытый участок от станции метро Тимирязевская до электродепо на улице Сергея Эйзенштейна.


Снос гостиницы «Спорт» - 10 лет




Крестообразное в плане 22-этажное здание было построено в 1979 году в рамках общего увеличения гостиничного фонда столицы в преддверии Олимпиады-80.
 Общая площадь гостиницы на 600 номеров, спроектированной и построенной в соответствии международными стандартами того времени, составляла 40874 м².

Решение о ликвидации «Спорта» — по официальной версии, «в связи с аварийным состоянием» — было принято мэрией Москвы в мае 2004 года, а уже 25 сентября здание было снесено путём направленного взрыва.


Фото: mozhaev.3dn.ru, www.mosvodokanal.ru, wikimedia.org, www.vmireinteresnogo.com, the-mostly.ru, nnm.me, mosday.ru,  ueee-yks.narod.ru, cdn1.img22.rian.ru, pastvu.com, jsksouz.ru.

Информация: ru.wikipedia.org, www.m